Почему отдыхать в Украине дороже, чем за границей

Андрей Рыжиков
СEO и управляющий партнер девелоперской компании DC Evolution

В Украине запустили Единый информационный портал для туристов, где есть информация о правилах пересечения границы, перечень стран «зеленой» и «красной» зон, рекомендации относительно поведения в аэропортах, отелях и городах.

Но, учитывая то, что украинцев ждут в очень коротеньком списке стран, а карантин, похоже, снова усиливается, этот портал может так и не стать востребованным.

И вот тут, казалось бы, должен начать расцветать внутренний туризм, но, как всегда, есть нюансы.

Telegram Logo

Карантинные мероприятия максимально сильно ударили по туристической отрасли – и в мире, и в Украине. Однако Евросоюз, например, намерен выделить 375 млрд евро на восстановление туристической отрасли и перезапуск соответствующих бизнесов.

В Украине же пока помогают только на законодательном уровне, а не деньгами: 22 июня был принят закон №3377, призванный поддержать туризм и другие креативные сферы, пострадавшие из-за ограничительных мер, связанных с распространением COVID-19.

В частности, предполагается освободить туроператоров от уплаты туристического сбора, НДС и других налогов, ввести льготы на оплату аренды земли – в общем, это явно не вливание дополнительных денег в отрасль.

До коронакризиса украинцы постепенно становились путешествующей нацией – только в 2019 году воздушный пассажиропоток вырос более чем на 30%, а всего в течение прошлого года украинские пограничники осуществили оформление и проверку документов рекордного количества граждан – более 102 млн человек.

И это неудивительно — индекс украинского паспорта растет из года в год, и сегодня он находится на 43-м месте. Такая свобода передвижения и часто более дешевый, простой в организации и, не будем юлить, интересный отдых склонял людей к выбору заграницы.

В шутке о том, что отдых в Затоке стоит дороже, чем в Турции, есть только доля шутки. Хотя, казалось бы, все должно быть с точностью до наоборот.

Например, очень многие места размещения, особенно возле моря или в горах, у нас построены с максимальным нарушением норм – по отступам, инженерному обеспечению, пожарке, по инфраструктуре в целом.

Делают действительно что попало и пытаются продать по баснословным ценам.

А теперь объясню, почему так.

Во-первых, у нас очень ярко выражена сезонность – одни работают летом, другие зимой. На это влияет как погода, так и укоренившиеся привычки украинцев, связанные с тем, что летом нужно ехать на море, зимой — в горы, весной и осенью — в тур по городам.

Во-вторых, поборы. Если у вас есть маленький отельчик, с вас точно будут пить кровушку и пытаться обложить оброком.

В-третьих, жадность. Когда я рассчитываю финансовые модели околоотельного бизнеса, как ни крути, окупаемость составляет от 7 до 15 лет.

Это классический длинный бизнес, и 7 лет – это еще очень хороший показатель, поскольку в основном он колеблется на уровне 9-10 лет. Наши же несистемные игроки хотят окупить все за 3-4 года.

Соответственно все эти перечисленные причины закладываются в себестоимость и в конечном счете влияют на итоговую стоимость для потребителя.

Когда европейцы приезжают в Украину, у них шок от наших цен. Они говорят: как так, мы в Европе не можем себе такого позволить, при том, что доходы у нас совершенно иные.

Иностранцы достаточно экономно подходят к трате денег – не зря у них так распространены хостелы и дешевые билеты на транспорт. Для них тратить на отдых 100 евро в день – это уже много, а у нас номер стоит 300 евро, и отель забит.

Украинцы привыкли тратить на отдых много, часто последние деньги, а порой даже кредитные – гуляют, как в последний раз. Поэтому какой бы ценник ни был, все равно найдется потребитель. Ведь если есть спрос, обязательно будет и предложение.

Получается замкнутый круг. Но чтобы выйти из него, нужны три вещи: системный потребитель, системное предложение и системная поддержка от государства.

Первый пункт уже практически сформировался, просто до карантина потребитель выбирал заграницу, а вот второй без третьего никуда.

Без вливаний и поддержки государства у нас так и останутся плохонькие отели по баснословным ценам, а украинские туристы, как только им позволят, сразу же уедут за границу ввиду лучшего соотношения цена-качество.

Нужно понять, что все вложения в туристический бизнес возвращаются сторицей – в виде налогов и постоянного вливания потраченных денег в экономику.

В этом секторе работает очень много самозанятого населения – они не пакуют заработанные деньги в офшоры, а тратят их на месте.

The Page Logo
У вас есть интересная колонка для The Page?
Пишите нам: kolonka@thepage.ua

Warning icon Ошибка в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter

Редакция не несет ответственности за содержание материала и может не разделять мнение его автора

Комментарии

Все новости