Пенсии по-новому: что предусматривает накопительная система

Богдан Славич
Член Ассоциации юристов Украины, юрист АО «ЮК Арес»
Фото: 3D Animation Production Company/Pixabay

Фото: 3D Animation Production Company/Pixabay

В октябре премьер Денис Шмыгаль заявил, что уже через 15 лет государство не сможет выплачивать пенсии.

В правительстве отметили, что единственным спасением может стать введение накопительной системы.

В свою очередь, для ее запуска министр социальной политики Марина Лазебная призвала парламент принять законопроект №2683.

Telegram Logo

Эксперты отмечают — старт пенсионной реформы может закончиться едва не мгновенным провалом. Подробнее проанализируем законопроект и разберемся в ситуации.

Каждый из нас хоть раз мечтал о том, чтобы получать деньги, не делая ничего. Одним из способов такого «пассивного заработка» является выход человека на пенсию.

Google News Logo Подписывайтесь на нас в Google News!

Однако, как показывает практика, пенсии не всегда хватает не просто для достаточного жизненного уровня, а также для того чтобы выжить.

В первую очередь это связано с несовершенством системы пенсионного обеспечения, иррациональным использованием бюджетных средств и высоким уровнем коррупции.

Также следует обратить внимание именно на несовершенство системы. В подтверждение своего тезиса приведу статистические данные, а именно — дефицит Пенсионного фонда за 2014-2019 годы:

znimok-ekrana-2020-11-05-o-175729.png

Согласно закону «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании», источниками формирования средств Пенсионного фонда являются:

  • поступления от уплаты единого социального взноса (ЕСВ);
  • инвестиционный доход от инвестирования резерва средств для покрытия дефицита бюджета ПФУ в будущих периодах;
  • средства госбюджета и целевых фондов, благотворительные взносы юридических и физических лиц, добровольные взносы;
  • средства, уплаченные исполнительной дирекции ПФУ за предоставление услуг по администрированию Накопительного фонда и услуг негосударственным пенсионным фондам;
  • суммы от финансовых санкций и пени за нарушение установленного порядка начисления, исчисления и уплаты страховых взносов и использования средств ПФУ.

Учитывая размер дефицита и возможные источники поступления средств в Пенсионный фонд, можно сделать вывод, что надо либо сокращать количество пенсионеров и их пенсионные выплаты, или увеличивать налогообложение для населения.

Напомню, что Шмыгаль назвал срок в 15 лет. Учитывая вышеизложенное и тот факт, что происходит старение нации, а количество трудоспособного населения уменьшается, Украина нуждается в полном изменении пенсионной системы.

Украинский законодатель видит решение проблемы во введении обязательного накопительного пенсионного обеспечения, предусмотренного в законопроекте №2683 от 27 декабря 2019 года.

Однако действительно ли это приведет к желаемым изменениям? Для этого следует проанализировать вышеупомянутый документ и взглянуть на практику введения накопительного пенсионного обеспечения в других странах.

Анализируя законопроект №2683 от 27.12.2019 года, прежде всего следует обратить внимание на источники формирования средств системы накопительного пенсионного обеспечения (ст. 3 законопроекта):

  • взносы в систему накопительного пенсионного обеспечения;
  • инвестиционный доход, который образуется в результате размещения и инвестирования средств системы накопительного пенсионного обеспечения в порядке, установленном законом;
  • суммы пени, уплаченной участником системы или платежным представителем за несвоевременное перечисление сумм взносов в систему накопительного пенсионного обеспечения в пользу участников системы.

Итак, как мы видим, данный фонд будет формироваться прежде всего из собственных взносов лиц, желающих получить пенсию. Иными словами, хочешь пенсионное обеспечение — позаботься о себе сам.

Однако, учитывая такую систему, может сложиться впечатление, что государство перестает заботиться об отдельной группе населения и не выполняет свой долг, предусмотренный ст. 46 Конституции. Так ли это?

Учитывая трактовки и содержание 46 в., при введении системы накопительного пенсионного обеспечения не должно возникнуть конфликтов и споров, поскольку государство до сих пор обязуется гарантировать социальную защиту в виде пенсионных выплат, однако изменится механизм и суммы.

Решая вопрос эффективности накопительной системы, следует обратить внимание на опыт других стран, которые уже пользуются такой системой.

Например, можем взять США, где у каждого американца есть право открыть личный пенсионный счет — IRA (Individual Retirement Account).

Порядок открытия и ведения этих счетов также строго регулируется американским законодательством. Необлагаемые лимиты ежегодных взносов на IRA ограничены верхним пределом в $2 тыс.

Средства со счета можно снять только при достижении 59,5 лет или позже, но в 79,5 лет счет закрывается в обязательном порядке.

За все время накопления средства на IRA не облагаются налогом, однако в момент их снятия и закрытия счета со всей суммы уплачивается подоходный налог.

То есть в США государство держит «под замком» твои деньги и выплатит их только при достижении определенного возраста, однако при достижении возраста 79,5 лет такой счет будет автоматически закрыт, а деньги, которые на нем хранились, выплачены владельцу счета.

В Швеции, где население считается одним из самых защищенных, работник имеет возможность выбрать частный пенсионный фонд или даже несколько из 800 пенсионных фондов, где он размещает свои накопления с минимальной доходностью в 3% годовых.

Инвестиции пенсионных фондов жестко регулируются, в частности, действуют ограничения на инвестиции в недвижимость или прямые займы. За пенсионными фондами осуществляет надзор Министерство финансов страны, которое проводит ежегодную финансовую проверку и отчитывается о работе фондов перед парламентом.

Наибольшее распространение в Швеции получили добровольные профессиональные пенсионные системы, регулируемые коллективным договором между работником и работодателем. Они охватывают около 90% работников и обеспечивают дополнительную пенсию пожилым людям.

Как видим, система накопительного пенсионного обеспечения пользуется спросом среди самых развитых стран мира, что свидетельствует о ее эффективности и целесообразности.

И возникает вопрос о реализации такой системы в нашей стране, ее экономических показателях и «украинских реалиях». По моему мнению, ответ на этот вопрос мы получим, только реализовав такую идею на практике.

Несмотря на это, учитывая проблему пенсионного обеспечения, уже существующего в нашем государстве, введение системы пенсионного накопления будет лучше того, что мы имеем сегодня.

Как по мне, сам законопроект №2683 не является совершенным и не понравится тем, кто должен выйти на пенсию в ближайшие 5-10 лет, поэтому есть риск неприятия такой системы населением.

The Page Logo
У вас есть интересная колонка для The Page?
Пишите нам: [email protected]

Warning icon Ошибка в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter

Редакция не несет ответственности за содержание материала и может не разделять мнение его автора

Комментарии

Все новости