Facebook Pixel

Пенсии по-новому: что предусматривает накопительная система

Богдан Славич
Член Ассоциации юристов Украины, юрист АО «ЮК Арес»

В октябре премьер Денис Шмыгаль заявил, что уже через 15 лет государство не сможет выплачивать пенсии.

В правительстве отметили, что единственным спасением может стать введение накопительной системы.

В свою очередь, для ее запуска министр социальной политики Марина Лазебная призвала парламент принять законопроект №2683.

Эксперты отмечают — старт пенсионной реформы может закончиться едва не мгновенным провалом. Подробнее проанализируем законопроект и разберемся в ситуации.

Каждый из нас хоть раз мечтал о том, чтобы получать деньги, не делая ничего. Одним из способов такого «пассивного заработка» является выход человека на пенсию.

Однако, как показывает практика, пенсии не всегда хватает не просто для достаточного жизненного уровня, а также для того чтобы выжить.

В первую очередь это связано с несовершенством системы пенсионного обеспечения, иррациональным использованием бюджетных средств и высоким уровнем коррупции.

Также следует обратить внимание именно на несовершенство системы. В подтверждение своего тезиса приведу статистические данные, а именно — дефицит Пенсионного фонда за 2014-2019 годы:

znimok-ekrana-2020-11-05-o-175729.png

Согласно закону «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании», источниками формирования средств Пенсионного фонда являются:

  • поступления от уплаты единого социального взноса (ЕСВ);
  • инвестиционный доход от инвестирования резерва средств для покрытия дефицита бюджета ПФУ в будущих периодах;
  • средства госбюджета и целевых фондов, благотворительные взносы юридических и физических лиц, добровольные взносы;
  • средства, уплаченные исполнительной дирекции ПФУ за предоставление услуг по администрированию Накопительного фонда и услуг негосударственным пенсионным фондам;
  • суммы от финансовых санкций и пени за нарушение установленного порядка начисления, исчисления и уплаты страховых взносов и использования средств ПФУ.

Учитывая размер дефицита и возможные источники поступления средств в Пенсионный фонд, можно сделать вывод, что надо либо сокращать количество пенсионеров и их пенсионные выплаты, или увеличивать налогообложение для населения.

Напомню, что Шмыгаль назвал срок в 15 лет. Учитывая вышеизложенное и тот факт, что происходит старение нации, а количество трудоспособного населения уменьшается, Украина нуждается в полном изменении пенсионной системы.

Украинский законодатель видит решение проблемы во введении обязательного накопительного пенсионного обеспечения, предусмотренного в законопроекте №2683 от 27 декабря 2019 года.

Однако действительно ли это приведет к желаемым изменениям? Для этого следует проанализировать вышеупомянутый документ и взглянуть на практику введения накопительного пенсионного обеспечения в других странах.

Анализируя законопроект №2683 от 27.12.2019 года, прежде всего следует обратить внимание на источники формирования средств системы накопительного пенсионного обеспечения (ст. 3 законопроекта):

  • взносы в систему накопительного пенсионного обеспечения;
  • инвестиционный доход, который образуется в результате размещения и инвестирования средств системы накопительного пенсионного обеспечения в порядке, установленном законом;
  • суммы пени, уплаченной участником системы или платежным представителем за несвоевременное перечисление сумм взносов в систему накопительного пенсионного обеспечения в пользу участников системы.

Итак, как мы видим, данный фонд будет формироваться прежде всего из собственных взносов лиц, желающих получить пенсию. Иными словами, хочешь пенсионное обеспечение — позаботься о себе сам.

Однако, учитывая такую систему, может сложиться впечатление, что государство перестает заботиться об отдельной группе населения и не выполняет свой долг, предусмотренный ст. 46 Конституции. Так ли это?

Учитывая трактовки и содержание 46 в., при введении системы накопительного пенсионного обеспечения не должно возникнуть конфликтов и споров, поскольку государство до сих пор обязуется гарантировать социальную защиту в виде пенсионных выплат, однако изменится механизм и суммы.

Решая вопрос эффективности накопительной системы, следует обратить внимание на опыт других стран, которые уже пользуются такой системой.

Например, можем взять США, где у каждого американца есть право открыть личный пенсионный счет — IRA (Individual Retirement Account).

Порядок открытия и ведения этих счетов также строго регулируется американским законодательством. Необлагаемые лимиты ежегодных взносов на IRA ограничены верхним пределом в $2 тыс.

Средства со счета можно снять только при достижении 59,5 лет или позже, но в 79,5 лет счет закрывается в обязательном порядке.

За все время накопления средства на IRA не облагаются налогом, однако в момент их снятия и закрытия счета со всей суммы уплачивается подоходный налог.

То есть в США государство держит «под замком» твои деньги и выплатит их только при достижении определенного возраста, однако при достижении возраста 79,5 лет такой счет будет автоматически закрыт, а деньги, которые на нем хранились, выплачены владельцу счета.

В Швеции, где население считается одним из самых защищенных, работник имеет возможность выбрать частный пенсионный фонд или даже несколько из 800 пенсионных фондов, где он размещает свои накопления с минимальной доходностью в 3% годовых.

Инвестиции пенсионных фондов жестко регулируются, в частности, действуют ограничения на инвестиции в недвижимость или прямые займы. За пенсионными фондами осуществляет надзор Министерство финансов страны, которое проводит ежегодную финансовую проверку и отчитывается о работе фондов перед парламентом.

Наибольшее распространение в Швеции получили добровольные профессиональные пенсионные системы, регулируемые коллективным договором между работником и работодателем. Они охватывают около 90% работников и обеспечивают дополнительную пенсию пожилым людям.

Как видим, система накопительного пенсионного обеспечения пользуется спросом среди самых развитых стран мира, что свидетельствует о ее эффективности и целесообразности.

И возникает вопрос о реализации такой системы в нашей стране, ее экономических показателях и «украинских реалиях». По моему мнению, ответ на этот вопрос мы получим, только реализовав такую идею на практике.

Несмотря на это, учитывая проблему пенсионного обеспечения, уже существующего в нашем государстве, введение системы пенсионного накопления будет лучше того, что мы имеем сегодня.

Как по мне, сам законопроект №2683 не является совершенным и не понравится тем, кто должен выйти на пенсию в ближайшие 5-10 лет, поэтому есть риск неприятия такой системы населением.

Поблагодарить 🎉
The Page Logo
У вас есть интересная колонка для The Page?
Пишите нам: [email protected]

Редакция не несет ответственности за содержание материала и может не разделять мнение его автора