Экономический контекст
2021 год подходит к концу с неоднозначными результатами для украинской экономики. С одной стороны, ВВП в долларах превысит значение 2013 года, а его рост будет рекордным для нашей страны. С другой стороны, никакого экономического чуда не произошло. Рекордный урожай и высокие цены на сырье обеспечивают значительный поток экспорта. В то же время цены на импорт выросли меньше, что обеспечивает существенный рост потребления.
Но если посмотреть на рост экспорта и промышленного производства в физическом выражении, то картина гораздо скромнее. Так, за 9 месяцев этого года промышленное производство выросло всего на 1,4%, но и такой результат – это эффект низкой базы в прошлом году. То есть основным фактором рекордного роста долларового ВВП является рост цен.
Отдельно следует отметить, что украинские производители столкнулись с серьезным энергетическим кризисом. В то время как турецкая промышленность получает газ по цене $350 — 400, а российская – менее $100, украинские предприятия вынуждены платить более $1000. Существенно растут и цены на электроэнергию — по некоторым прогнозам, они могут достичь 8 грн за кВт уже в начале следующего года.
Эти факторы приводят к тому, что украинские производители теряют конкурентоспособность и уже получают убытки. Свою лепту в такое положение дел внес и Нацбанк, который допустил значительную ревальвацию гривны, при том, что Минфин прогнозировал среднегодовой курс 29,1 грн за доллар.
В то же время вместе с рекордным ростом ВВП в долларах государство получает перевыполнение доходной части бюджета. В таких условиях вполне логично вводить определенные фискальные стимулы для смягчения кризисных явлений, с которыми сталкиваются украинские производители. Но украинское государство эмпатии к своим не проявляет, поэтому вместо ослабления фискального давления получаем его усиление.
Антиолигархический ресурсный законопроект 5600
Еще в начале лета Кабинет министров Украины зарегистрировал законопроект № 5600. В пояснительной записке к проекту закона министр финансов Сергей Марченко утверждал, что его принятие позволит дополнительно собирать в сводный бюджет 50 млрд грн в год. Пиарщики власти и инициаторы законопроекта полгода занимались тем, что окрестили его антиолигархическим, хотя логику в таком названии можно найти разве что с точки зрения популизма.
В конце концов в последний день ноября Верховная Рада приняла изменения в Налоговый кодекс. Правда, на брифинге после согласительного совета спикер парламента Руслан Стефанчук озвучил уже не 50 млрд грн дополнительных поступлений, а 15.
Какие же изменения проголосовали народные избранники? Разберем основные.
Рента на руду
Это основной пункт, согласно которому законопроект пиарили как антиолигархический. Ранее рента формировалась как 11% или 12% себестоимости руды — в зависимости от цены. Принимаемые изменения вводят 3 ставки ренты не от себестоимости, а от рыночной цены с коэффициентом 0,9. По сегодняшним ценам это примерно +1,3 млрд грн в бюджет. Но если прогнозы мировых агентств по ценам на руду на ближайшие годы оправдаются, эффект будет нулевым. Если же цены будут еще ниже, то и рентные платежи будут меньше, чем были до принятия таких изменений. То есть при росте цен на руду рентные платежи, а значит, и выручка компаний будут расти, а при падении цены и выручки – уменьшаться. Как это бьет именно по олигархам, понять довольно трудно.
Ограничение списания убытков для крупных налогоплательщиков
Согласно принятым изменениям, крупные налогоплательщики смогут уменьшать налогооблагаемую базу налогом на прибыль не более чем на 50% суммы убытков прошлых периодов. Эту норму тоже называют антиолигархической, а глава налогового комитета парламента Даниил Гетманцев утверждает, что это налогообложение сверхбольшого бизнеса.
Но кого на самом деле коснется эта норма? Крупными налогоплательщиками в Украине являются компании, имеющие годовой оборот более 50 млн евро или уплачивающие налоги и сборы на сумму более 1,5 млн евро. Таких плательщиков на сегодняшний день 1371, среди них есть компании с иностранными инвестициями — та же самая «Новая почта», интернет-провайдеры и другие, никакого отношения к олигархам не имеющие.
По критерию уплаты налогов крупным плательщиком может являться торговая компания или производство с 400 — 500 работниками. То есть несуществующий термин «сверхбольшой бизнес» господин Гетманцев использовал тоже в целях пиара. Но даже если речь идет о «сверхбольшом» бизнесе, почему он должен платить налоги фактически с убытков? Выше был упомянут энергетический кризис, уже генерирующий убытки для украинского производителя. Так вот, уже в следующем году не все смогут их списать. Более того, подобные изменения ухудшают инвестиционную привлекательность Украины.
4-я группа упрощенной системы и птицеводство
Во время голосования законопроекта произошел определенный казус: были приняты две взаимоисключающие поправки. Одна существенно увеличила ставку единого налога, рассчитываемую как процент от НПО земли, на которой расположены объекты птицеводства. А другая вообще запретила использовать 4 группу единого налога для разведения домашней птицы и мяса домашней птицы. Эту дилемму законодатель должен решить.
В целом намерения оставить для птицеводства возможность использования упрощенной системы тоже преподносились как борьба с олигархами, но такой подход без учета объемов производства ставит под удар всю отрасль.
Минимальное налоговое обязательство (МНО) на землю
Изменения в Налоговый кодекс вводят минимальную сумму налогов, которую должен уплатить арендатор или собственник сельскохозяйственной земли (земля в пределах населенных пунктов, дачи и огороды не подлежат такому налогообложению). Она составляет 5% НДО земли (4% в переходный период 2022 — 2023 гг.). Если сумма уплаченных в ходе хозяйственной деятельности налогов меньше, разницу придется доплатить. Такие конфигурации призваны снизить уровень теневого оборота земли. По сути, эта часть и должна обеспечить основной результат дополнительных поступлений в бюджет. При чем здесь олигархи – снова понять трудно.
Налогообложение «огородов»
И снова не об олигархах. Физлица, имеющие доход от ведения собственного сельского хозяйства выше 12 минимальных зарплат, должны платить 18% НДФЛ и 1,5% военного сбора. Причем в данном случае законодатель решил обложить налогом общие поступления от такой деятельности без вычета расходов по ставкам, по которым облагаются доходы физических лиц. Логика такого налогообложения, начиная фактически с уровня минимальной зарплаты в месяц, тоже не ясна.
Следует заметить, что пока у государства нет инструментов для контроля уплаты таких налогов, но власти уже анонсировали на следующий год косвенную оценку доходов. Это вопрос времени.
Налогообложение недвижимости
Первая редакция законопроекта была достаточно агрессивной, предлагалась даже отмена льготного режима НДС при продаже недвижимости. Но до второго чтения законопроект претерпел изменения и в этой части. Так что 18% налога теперь нужно платить только при продаже третьего и последующих объектов недвижимости за год с уменьшением базы на сумму расходов на их приобретение.
Мобильная связь подорожает
На 5% увеличена рента на радиочастотный ресурс. Разумеется, дополнительные расходы понесут именно потребители.
Больше возможностей для налоговой, меньше – для предпринимателей
Голосами народных избранников налоговая получила возможность запрашивать у предпринимателей информацию, которая выходит за рамки совершенного нарушения. Фактически это дополнительный инструмент для давления на бизнес.
Включить налоговую накладную в налоговый кредит теперь можно не в течение 1095 дней, а 365. В ходе проверки налоговики смогут проводить аудио-, видео- и фотофиксацию. Ожидает сюрприз и директоров юридических лиц, имеющих налоговый долг более 1 млн грн, неуплаченный в течение 240 дней. Проголосованный законопроект позволяет ограничить таким руководителям выезд за границу.
Льготы для шахтерских городов, поселков и сел
Субъекты предпринимательской деятельности, осуществляющие деятельность в сфере перерабатывающей промышленности, находящиеся на территории 21 населенного пункта Донецкой, Луганской и Львовской областей и соответствующие другим критериям, освобождаются на 15 лет от налога на прибыль и от НДС при импорте оборудования.
Такие изменения внезапно возникли уже во втором чтении.
Выводы
Под лозунги об антиолигархическом законе Верховная Рада проголосовала увеличение фискальной нагрузки на бизнес и население, хотя самые агрессивные нормы все же не попали в текст законопроекта ко второму чтению.
В целом законопроект 5600 является логическим продолжением фискализации, закона 466, финмона, то есть политики власти по увеличению перераспределения экономики через государство. На следующий год украинцам обещают к тому же косвенные методы оценки доходов. Даже получая перевыполнение доходной части бюджета, никакой речи об уменьшении фискального давления нет. Это ставит под вопрос возможность стремительного экономического роста Украины, ведь с уровнем государственных расходов 45 — 46% ВВП это невозможно. По подсчетам экономистов, в Украине этот показатель должен снижаться до 30%, чтобы создать условия для роста.
Уже упомянутый глава налогового комитета парламента Даниил Гетманцев утверждает, что налоги в Украине меньше европейских, и, по подсчетам PwC для World Bank, суммарная нагрузка на прибыль всех налогов и сборов (кроме косвенных налогов) для средней фирмы в Украине — 45% против средних 38% в странах Европы. Хотя именно сравнение с богатыми европейскими странами, обладающими высоким качеством государственных институтов, вряд ли можно назвать логичным. Такие страны могут позволить себе высокий уровень перераспределения благ через государство с ростом экономики на 1 — 3% в год. Для Украины это будет означать вечное отставание и бедность.
Наше государство взяло курс на увеличение инвестиций в инфраструктуру под брендом «Большого строительства», которое происходит за счет выкачивания ресурсов из экономики. Но не качество дорог определяет уровень состоятельности страны, а условия создания товаров и услуг, где фискальная система является одним из важнейших факторов. В конце концов, хорошие дороги – это не причина экономического роста, а его следствие.
Еще одним горьким привкусом принятого законопроекта является очередное нарушение закона и логики налогового законодательства. Ведь одним из основных принципов налогового законодательства Украины Налоговый кодекс определяет стабильность. А для ее обеспечения изменения в какие-либо элементы налогов и сборов не могут вноситься позже, чем за шесть месяцев до начала нового бюджетного периода, в котором будут действовать новые правила и ставки.
Редакция не несет ответственности за содержание материала и может не разделять мнение его автора