Facebook Pixel

Ресурсный законопроект 5600 в последний момент опять стал «антиахметовским»: кто еще пострадал, а кто выиграл

Верховная Рада приняла ресурсный законопроект №5600. Фото: rada.gov.ua

Верховная Рада приняла ресурсный законопроект №5600. Фото: rada.gov.ua

Верховная Рада приняла 30 ноября так называемый ресурсный законопроект № 5600.

Глава финансового комитета и главный лоббист законопроекта Даниил Гетманцев написал в своем телеграм-канале, что он устанавливает «справедливое налогообложение сверхбольшого бизнеса, уничтожает накопившиеся в течение десятилетий коррупционные льготы вследствие влияния олигархов». «За счет устранения установленных руками бывшей власти льгот мы обеспечиваем поступления в бюджет более 20 млрд грн, которые пойдут на реализацию важных для государства программ в 2022 году», – заявил нардеп.

Однако в кулуарах парламента Гетманцев говорил, что реализация законопроекта принесет в бюджет 18 млрд грн.

Присоединяйтесь к нам в соцсетях!

Принятие данного законопроекта записано в меморандуме с МВФ. Согласно ему, Украина обязалась до конца ноября принять данный закон, что позволит в следующем году увеличить доходную часть бюджета на 0,5% ВВП (это около 27 млрд грн, исходя из прогноза ВВП).

Такой разброс цифр – 18, 20, 27 млрд – указывает на то, что разработчики законопроекта, вероятно, сами не могут точно оценить его влияние на экономические процессы.

Подписывайтесь на нас в Google News!

Депутаты фракции «Слуга народа» любят называть законопроект «антиолигархическим», но депутат от «Евросолидарности» Алексей Гончаренко отметил, что при голосовании во втором чтении «слуги» дали только 210 голосов. Остальные добавили группа «За майбутне», контролируемая олигархом Игорем Коломойским, и группа «Довира», где одним из спонсоров является давний партнер Коломойского Виталий Хомутынник.

Как законопроект 5600 наносит ущерб Ринату Ахметову и другим экспортерам железной руды

При разработке законопроект называли «антиахметовским», поскольку он значительно увеличивал налоговую нагрузку на добычу железной руды. Однако при подготовке ко второму чтению соответствующую норму скорректировали до конфигурации, выгодной Ахметову.

В последние дни отношения между Ахметовым и президентом Владимиром Зеленским резко ухудшились. Поэтому сегодня в сессионном зале глава фракции «слуг» Давид Арахамия заявил, что ситуация на мировых рынках руды изменилась, в связи с этим правку, одобренную комитетом Гетманцева ко второму чтению, надо отменить. В результате Рада приняла плохую для Ахметова схему налогообложения руды.

Отметим, что сейчас около 60% добычи железной руды в Украине контролирует группа «Метинвест» Ахметова и Вадима Новинского.

Сегодня добыча руды облагается налогом по ставкам: 11%, когда цена руды ниже $70 за 1 тонну, и 12%, когда выше $70. За базу налогообложения берется себестоимость добычи. Она колеблется от $25 до $35 за тонну.

Таким образом, сейчас рента составляет около $3 с тонны руды.

После вступления в силу норм проекта №5600 ренту будут исчислять от рыночной цены руды в Китае, который является основным рынком ее потребления.

Ставка будет зависеть от стоимости руды:

  • 10% при цене выше $200/т;
  • 5% – от $100 до $200;
  • 3,5% – ниже $100.

Сейчас цена в Китае составляет около $90. При такой цене рента по новой схеме практически не будет отличаться от нынешней. Но если цена руды снова перевалит за $200, как это было летом, то платить в бюджет придется гораздо больше.

После первого чтения эта модель налогообложения руды в законопроекте №5600 была изменена. Из базы налогообложения были изъяты расходы на логистику (фрахт судов и стоимость перевозки руды по железной дороге) – это около $40 в тонне. Кроме того, был применен понижающий коэффициент на влажность руды – 0,9. Именно эти изменения были отменены сегодня в сессионном зале.

Что изменится в налогообложении:

  • для электроэнергии из возобновляемых источников вводится акциз в размере 3,2%;
  • до 2037 года вводится широкий перечень налоговых льгот для компаний, осуществляющих деятельность в шахтерских регионах;
  • освобождается от налогообложения прибыль производителей домашней птицы, кроме кур;
  • почти в 50 раз увеличили ставку единого налога для 4-й группы на тех землях, где размещены птицефабрики. При этом одновременно исключена возможность для предприятий, занимающихся выращиванием домашней птицы, находиться на едином налоге. Поэтому, как пошутил нардеп Ярослав Железняк, ставка налога вырастет разве что для тех, кто выращивает попугаев;
  • льгота по освобождению от НДФЛ доходов от реализации собственной выращенной продукции зависит не от размера земельного участка, а от размера полученного дохода и предоставляется, когда размер дохода не превышает 12 размеров минимальной зарплаты;
  • все владельцы сельскохозяйственных земельных участков, которые расположены за пределами населенных пунктов, должны будут платить не менее минимальной суммы налога – примерно 1500 грн с 1 гектара. В комментарии для The Page управляющий партнер юридической фирмы Kosovan Legal Group Анатолий Косован отметил, что минимальное налоговое обязательство в первую очередь вводилось с целью борьбы с «серым» зерном на рынке. Порой такое зерно выращивается на землях, аренда которых официально не оформлена, налоги не платятся, поэтому себестоимость этой продукции оказывается в разы ниже. Но в результате мелкий аграрный бизнес станет платить больше налогов;
  • контролирующий орган не будет начислять минимальное налоговое обязательство на земельные участки, которые на 01.01.2022 года находились в пределах населенных пунктов (земля на придомовых территориях);
  • освобождается от НДС вторая и последующие поставки табачных изделий, заменителей табака, жидкостей, используемых в электронных сигаретах, для которых установлены максимальные розничные цены;
  • вводится налогообложение операций по продаже третьего и более объектов недвижимого имущества по ставке 18% от чистого дохода (кроме наследства);

  • по ставке 0% может облагаться налогом продажа земельного участка сельхозназначения, непосредственно полученного плательщиком в собственность в процессе приватизации;
  • освобожден от НДФЛ доход в виде социальных услуг;
  • право на налоговую скидку в части расходов на обучение и лечение предоставлено опекуну, попечителю, приемным родителям;
  • сохраняется земельный налог под железнодорожными путями.

Изменения в администрировании налогов:

  • госслужащим, которые не выполняли публичные функции после 1 января 2010 года, разрешено принять участие в налоговой амнистии;
  • увеличивается срок не погашения долга как основания для обращения контролирующего органа в суд – с 30 календарных дней до 240;
  • до 2026 года вводится кассовый метод учета для поставки электроэнергии;
  • кассовый метод распространяется на поставку жилищно-коммунальных услуг, в пределах которых начисляют плату за абонентское обслуживание;
  • устанавливается ограничение на списание убытков крупными плательщиками налога на прибыль, – убытки учитываются до их полного погашения, но частями — по 50% ежегодно;
  • расширяется перечень товаров, которые не нужно маркировать марками акцизного налога (тестовые образцы алкогольных напитков и натуральные вина, крепость которых не превышает 15%);
  • налоговая будет предоставлять местному самоуправлению информацию о физических лицах, имеющих долг по местным налогам. Сейчас такая информация предоставляется только в отношении юридических лиц и ФОПов;
  • детализируется процедура подтверждения собственности на земельную долю (пай), что увеличит поступления по уплате земельного налога в местные бюджеты;
  • вводится пилотный проект по зачислению НДФЛ за «зеленую» энергетику в местный бюджет по месту физического расположения генерирующих установок;
  • возобновляется индексация нормативной денежной оценки земли;
  • по решению суда можно будет временно ограничить право выезда руководителя компании, которая имеет налоговый долг. При этом ко второму чтению депутаты увеличили срок задолженности с 30 до 240 дней;
  • до 2025 года продлены льготы по рассрочке НДС при импорте оборудования.

Также отметим, что налоговики опять получили право направлять запросы о предоставлении информации о налогоплательщике не только тогда, когда есть свидетельства нарушения законодательства, но и когда есть данные, которые потенциально могут свидетельствовать о таких нарушениях, например жалоба конкурента.

Комментарии

Все новости