На старте июля ВРУ в первом чтении приняла законопроект № 5600. Документ входит в так называемый антиолигархический пакет, однако далеко не все предложенные изменения соответствуют заявленной цели его принятия.
Рассмотрим предложения в Налоговый кодекс Украины, которые являются довольно дискуссионными, учитывая их распространение на значительное количество налогоплательщиков и расширение полномочий контролирующих органов.
Охота на «теневых» аграриев
Владельцам сельскохозяйственных угодий, которые не используются, и пользователям аналогичных земельных участков, занижающим доход от их использования в сельскохозяйственной деятельности, авторы документа предлагают платить минимальное налоговое обязательство.
Минимальное налоговое обязательство — это 5% площади земельного участка, умноженной на нормативную денежную оценку 1 гектара. Размер платежа также учитывает срок пользования земельным участком в течение отчетного года.
Обязанность по уплате минимального налогового обязательства распространяется на владельцев и других пользователей земельных участков, размер которых превышает 0,5 гектара. Под критерии размера земельного участка подпадает большинство обычных селян, занимающихся огородничеством или садоводством, выращивающих сельскохозяйственную продукцию для собственного потребления. Очевидно, что размер участков в целях начисления минимального налогового обязательства должен быть пересмотрен. По крайней мере, такие земельные участки должны быть не меньше, чем нормы приватизации.
Исходя из размера минимального налогового обязательства, можно будет высчитывать сумму налогов, уплаченную в связи с сельскохозяйственной деятельностью. Поэтому если лицо ведет активную деятельность и платит все необходимые налоги, то его минимальное налоговое обязательство по предложенной формуле может принимать отрицательное значение и фактически не оплачиваться.
А с лиц, которые не показывают свою активность перед контролирующими органами в полной мере, государство намерено получить как минимум минимальное налоговое обязательство.
Для тех же, кто обладает земельными участками, но никоим образом их не использует, минимальное налоговое обязательство будет поводом начать искать пути получения дохода от принадлежащих им сельскохозяйственных угодий.
Налог с неоформленных земельных участков
Авторы документа также предлагают начислять земельный налог лицам, самовольно занявшим земельный участок или использующим его без документов, оформленных надлежащим образом.
Для начисления земельного налога контролирующим органам будет достаточно получить от органа местного самоуправления решение об установлении факта пользования юридическим или физическим лицом земельным участком государственной или коммунальной собственности, в частности самовольно занятым, без оформления правоустанавливающих документов.
Возмещение убытков за самовольное занятие земельного участка путем начисления земельного налога выглядит логичным. Однако за органами местного самоуправления в этом случае не устанавливается обязанность совершения действий по препятствованию самовольному занятию земельных участков, а только лишь право обращаться в суд с иском об освобождении участка. Поэтому возникает вопрос: не будут ли органы местного самоуправления использовать этот инструмент для передачи земельных участков в платное пользование в обход установленных процедур под видом самовольного их занятия.
Бюджетное возмещение НДС не для всех
Законопроектом предлагается забрать право на получение бюджетного возмещения налога на добавленную стоимость посредниками, то есть лицами, которые такую добавленную стоимость продукта не формируют.
Так, лица, которые понесли расходы на переработку товаров в размере менее 8% их продажной цены, могут потерять право на бюджетное возмещение.
Кроме лиц, осуществляющих существенную переработку товаров, право на бюджетное возмещение НДС останется за лицами, которые экспортировали приобретенный товар или использовали приобретенные основные средства в хозяйственной деятельности. В этом случае налогоплательщикам следует обратить особое внимание на факт использования основных средств в хозяйственной деятельности и его надлежащее документальное подтверждение, поскольку контролирующие органы имеют свое видение в этом вопросе и могут отказывать в бюджетном возмещении даже законодательно суженному кругу лиц.
Налогообложение финансовой помощи убыточным связанным лицам
Законопроект предлагает в рамках налога на прибыль установить налоговую разницу по увеличению финансового результата на сумму перечисленной безвозвратной финансовой помощи (безвозмездно предоставленных товаров, работ, услуг) налогоплательщикам, которые являются связанными лицами, в случае, если получателем финансовой помощи (безвозмездно предоставленных товаров, работ, услуг) задекларировано отрицательное значение объекта налогообложения за период, в котором получена такая финансовая помощь (безвозмездно предоставленные товары, работы, услуги).
С одной стороны, законодатель пытается прекратить переброску «лишних» доходов на убыточные предприятия, а с другой — в случае реальной необходимости получения финансирования от связанного лица нужно будет находить другие инструменты.
Налоговые убытки остаются в том периоде, в котором возникли
По общему правилу финансовый результат до налогообложения уменьшается на сумму отрицательного значения объекта налогообложения прошлых налоговых (отчетных) лет.
В то же время законопроектом это правило предлагается изменить для крупных налогоплательщиков, которые смогут взять с собой в новый отчетный год только 50% суммы отрицательного значения объекта налогообложения. В следующий год также можно будет перенести лишь 50% непогашенного положительным значением объекта налогообложения суммы отрицательного значения.
Фактически отрицательное значение объекта налогообложения при переносе из года в год будет уменьшаться в геометрической прогрессии. Если же плательщик будет получать ущерб несколько лет подряд, то такую прогрессию, очевидно, необходимо будет рассчитывать по каждому отдельному годовому отрицательному значению объекта налогообложения, которое плательщик будет переносить.
С отображением налогового кредита не затягивать
Налогоплательщики привыкли, что включение в налоговый кредит сумм налога на добавленную стоимость на основании полученных налоговых накладных можно осуществлять в течение 1095 дней с даты составления налоговой накладной/ расчета корректировки. Законопроект уменьшает соответствующий срок до 180 дней.
Этот срок будет прерываться на период приостановления регистрации таких налоговых накладных/расчетов корректировки. Возникает вопрос: будет ли прерываться соответствующий срок на период обжалования отказа в регистрации, который имеет несколько иной от остановки правовой режим.
Открытым остается вопрос о недобросовестности контрагента, который осуществляет регистрацию с опозданием. Законопроект предлагает установить 50% штраф за нарушение срока регистрации на 181 день и более, однако повлияет ли это существенно на ситуацию — неизвестно.
В общем законопроект содержит значительное количество резонансных норм, что позволяет прогнозировать затяжную процедуру его принятия с весомой частью правок в финальном варианте. Надеемся, что страницы «Голоса Украины» увидит компромиссный между интересами налогоплательщиков и государства вариант.
Редакция не несет ответственности за содержание материала и может не разделять мнение его автора