Facebook Pixel

Назад дороги нет. Где изобретают «зеленые» технологии для автомобилей и кому принадлежат патенты

Мария Ортинская
патентный поверенный, CEO IPStyle

Электрические автомобили, общественный транспорт, морские суда и самолеты, использующие только экологически чистые виды топлива, – дело ближайшего десятилетия. На климатическом саммите ООН в Глазго более 100 правительств, муниципалитетов и компаний заявили о том, что уже ведут или начали работу над новой реальностью. Подписав Декларацию об автомобилях и фургонах с нулевым уровнем выбросов, они ставят цель: к 2035 году прекратить продажу двигателей внутреннего сгорания на основных рынках мира, а к 2040 году – во всем мире.

Большие инвестиции

Соответствующие обязательства взяли на себя Австрия, Дания, Бельгия, Канада, Нидерланды, Норвегия, Польша, Швеция, в том числе и Украина, а также крупные игроки: Jaguar Land Rover, Mercedes-Benz, Volvo, Ford, Uber, Siemens и др.

Все это означает, что в ближайшее время мы увидим волну стимулов, инвестиций и патентной активности этих игроков. Ford Motor Company на днях уже объявила о планах инвестировать $11,4 млрд в ускорение производства электромобилей, что является крупнейшей инвестицией за всю историю компании. Автогигант строит аккумуляторные заводы, так как нужно иметь собственное производство, чтобы производить электрокары в больших объемах. А он хочет выпускать не менее миллиона электромобилей в год.

General Motors пообещала инвестировать $27 млрд в автономные и электрокары в ближайшие пять лет. К 2025 году компания планирует выпустить на мировой рынок 30 электрических моделей. А к 2030-му все автомобили другого производителя – шведского Volvo – станут полностью электрическими. Реализации такой стратегии способствуют и законодательство, и инфраструктура зарядных станций.

Кто и что патентует

Автомобильные бренды вкладывают миллионы долларов в исследования и разработки. Каждый год они подают тысячи патентов для защиты своих технологий, что дает им исключительное право использовать и внедрять их в своих автомобилях.

Наибольшее количество патентов, по данным разных исследований, у Toyota. Эта японская марка обходит даже американские на их же территории. Например, в 2020 году инженеры и ученые Toyota получили более 2800 патентов – это больше, чем у любого другого производителя. При этом раз в несколько лет компания открывает, то есть дает в пользование без лицензионных отчислений тысячи патентов на технологии, связанные с электрификацией транспортных средств. В том числе на электродвигатели, системы управления, трансмиссию, зарядные устройства, топливные элементы и пр.

Тем временем южнокорейские Hyundai и Kia Motors совершенствуют технологию теплового насоса, которая используется в электромобилях обеих марок и позволяет в значительной степени увеличить запас хода в условиях низких температур. Компании также подали заявку на систему управления стоп-сигналом электромобиля при использовании рекуперативного торможения, а в этом году получили патент на интеллектуальную систему предотвращения рывков – так называемую anti-jerk функцию, которая может выполняться более точно и эффективно за счет изменения веса электромобиля в реальном времени. Должно быть комфортно.

Патентуют не только автопроизводители, но и производители запчастей, и консалтингово-технологические компании. Например, японская Denso Corp в ноябре 2021 года запатентовала в США зарядку автомобиля во время движения. Для этого в дорожное полотно встраивается множество специальных устройств и катушек. Предусматривается, что в случае выхода из строя одного из сегментов зарядной сети автомобиль сразу проинформирует об этом дорожные службы, а также сможет определить, хватит ли ему энергии доехать до следующего сегмента.

А ирландская Accenture Global Services Ltd, специализирующаяся на IT-сервисе и консалтинге, запатентовала интеллектуальную систему управления сетью зарядных станций, которая позволяет прогнозировать потребность в мощности, планировать места и время зарядки, перераспределять необходимую мощность.

Технологии на карте мира

Если смотреть на карту глазами UK Intellectual Property Office, который исследовал «зеленые» патенты в автомобильной отрасли, то лидируют Китай и Япония, где помимо Toyota есть ряд крупных автопроизводителей, а также компании, разрабатывающие компоненты для электромобилей. Например, технологии изготовления аккумуляторов.

В частности, в период с 2001 по 2018 гг. в США и Китае выдано более 100 тыс. патентов на экологичные транспортные средства и автомобильные технологии. Это два самых больших рынка, а также две страны с наибольшей патентной активностью. За ними следуют Япония, Германия и Южная Корея.

Для чего Великобритания провела такое исследование? Дело в том, что государство намерено полностью запретить продажи дизельных и бензиновых авто до 2030 года, а к 2050-му обязалось достичь нулевых выбросов парниковых газов. Соответственно, чтобы понимать картину в целом и предпринимать какие-либо действия – будь то инвестиции в общественный транспорт с нулевым уровнем выбросов или льготы для производителей чистой энергии, – необходим патентный ландшафт как полноценное аналитическое исследование конкурентоспособности перспективных технологий, продуктов и сервисов.

Так, например, если у компании-разработчика есть технология, наработка, позволяющая ускорить переход на электрокары или, скажем, к концу этого десятилетия построить первый город, отапливаемый водородом, то важно понять, кому она может быть интересна, с кем заключить стратегический союз, кто может стать инвестором и т. п. С этой целью проводятся патентные исследования, по результатам которых можно увидеть ключевых и новых игроков в определенной сфере, тренды, а также «белые пятна», то есть решения, над которыми пока еще никто не работает, и есть возможность быть первым.

Зеленые стимулы

Еще решительнее, чем Британия, настроена Норвегия. Эта страна хочет полностью перейти на электротранспорт до 2025 года и уже нашла способ пересадить своих водителей на более экологичный транспорт. Ее называют неофициальным мировым лидером в сфере электромобилей, ведь более 40% проданных здесь новых авто – электрические.

Что убедило население перейти на автомобили без вредных выбросов? Во-первых, норвежцы действительно любят природу и заботятся о ней. Во-вторых, электромобили становятся все более совершенными с точки зрения скорости, дальности поездки и эстетики. В-третьих, льготы. Ранее все новые авто в Норвегии при покупке облагались налогом в размере 25%. Но для электрокаров в 1990 году этот налог отменили, а за ним и НДС. Кроме того, муниципалитетам разрешено взимать с владельцев таких авто не более 50% стандартной платы за проезд по платным дорогам и парковку.

В то же время в соседней Швеции все хорошо знают слово klimatbonusbilar. В целях содействия увеличению продаж и использования новых автомобилей с низким воздействием на климат физическим и юридическим лицам, приобретающим такие автомобили, может быть предоставлен бонус – до 70 тысяч шведских крон.

Новые возможности

Автомобильная индустрия в данное время демонстрирует высокую патентную активность во всем мире, а это – показатель инновационности. Самое время не просто наблюдать тренд, а понимать, какие возможности открываются и в каком направлении создавать новый бизнес, расширять или трансформировать существующий. Ведь с электрокарами изменятся и дороги, и стандарты, применяемые к зарядкам, заправкам и другим инфраструктурным объектам. Это скажется и на такой индустрии, как строительная – новые микрорайоны, жилые комплексы, бизнес- и торговые центры должны учитывать новые реалии. И здесь тоже открываются перспективы для коллабораций новаторов.

Поблагодарить 🎉
The Page Logo
У вас есть интересная колонка для The Page?
Пишите нам: [email protected]

Редакция не несет ответственности за содержание материала и может не разделять мнение его автора