На прошлой неделе Верховная Рада приняла в первом чтении законопроект №3509. В нем говорится об использовании средств Спецфонда по борьбе с COVID-19 на дофинансирование дорожных работ.
Даже без этих средств на «Большую стройку» в 2020 году в полном объеме направляются средства Дорожного фонда (31,5 млрд грн), «Укравтодор» привлекает средства под государственные гарантии (19,3 млрд). Не многовато ли это? И нужно ли искать еще деньги?
Простой и короткий ответ: мы хотим иметь качественную дорожную инфраструктуру. Причем ремонт дорог – это не расходы ради расходов, а мощная инвестиция. Ведь качественная дорога создает мощный экономический эффект.
«Укравтодор» фактически распоряжается относительно небольшой частью дорог – 47 тыс. км из 170 тыс. км.
Это хорошо понимают в развитых странах. По данным ОЭСР, в 2018 году Польша направила на дороги 2,7 млрд евро, Италия – 3,4 млрд евро, а Германия – 15,6 млрд евро.
Однако нас интересуют не только объемы финансирования, но и эффективность, с которой эти средства будут потрачены. Давайте посмотрим на объемы дорожных работ и их финансирование за последние 5 лет.
В 2015 году на ремонт дорог выделили чуть более 2 млрд грн. Из всей сети протяженностью 170 тыс. км автомобильных дорог отремонтировали только 330 км местных и государственных дорог.
Такой небольшой объем был обусловлен экономической ситуацией, ведь в тот год наша экономика просела на 9,8% ВВП.
В 2016 году ситуация немного улучшилась: на дороги нашли 6,2 млрд грн, чего хватило уже на 928 км отремонтированных дорог государственного и местного значения. Еще через год за почти 18,5 млрд грн отремонтировали почти 2 тыс. км дорог, 1407 км из которых – государственного значения.
В 2018 году произошли важные перемены: обслуживание и финансирование местных дорог перешло от «Укравтодора» местным властям.
С тех пор «Укравтодор» фактически распоряжается относительно небольшой частью дорог – 47 тыс. км из 170 тыс. км.
Однако в основном это дороги международного, национального и регионального значения, то есть важнейшие автомобильные дороги страны, имеющие стратегическое значение.
В том же году за 22,6 млрд грн отремонтировали 1411 км дорог. То есть финансирование выросло на 4 млрд грн, но фактический объем ремонтных работ остался на том же уровне.
А в 2019 году эффективность упала еще больше: за 21,2 млрд грн в эксплуатацию было введено лишь около 850 км дорог.
Нельзя однозначно сказать, почему данные за последние 5 лет показывают такое заметное колебание эффективности. Но можно сравнить их с тем, что запланировано и уже сделано в 2020 году.
Первоначальный план «Укравтодора» – это 4200 км отремонтированных дорог государственного значения. На 2236 км дорог уже начаты работы.
Впервые за много лет речь идет не только о ремонтах, но и о строительстве новых дорог.
В процессе — мосты-долгострои и дорожные развязки, установка систем взвешивания в движении и еще много правильных для развития дорожной отрасли инициатив.
На эти работы уже направлено 54,5 млрд грн. Это привлеченные под государственные гарантии средства и поступления из Дорожного фонда.
Фактически объем финансирования в сравнении с прошлым годом вырос чуть более чем в два раза, а количество уже начатых работ – более чем в три раза.
Эффективность использования бюджетных средств с учетом всех инноваций очень высокая.
Впервые за много лет речь идет не только о ремонтах, но и о строительстве новых дорог.
Уже с июня это будет заметно не только в числах и сравнениях, но и непосредственно на дорогах в разных уголках Украины. С 12 июня откроется движение по трассе М-12, ремонты на которой начались в марте.
В Тернопольской области ремонты перешли к следующему участку трассы М-19. Через 2-3 недели будет сдан в эксплуатацию участок трассы Р-25 в Ровенской области.
В Черкасской области завершен ремонт участка трассы М-05 от границы с Киевской областью и дорога Р-10 в районе села Мошны. Это лишь малая часть ремонтных работ, которые продолжаются или завершаются по всей нашей стране.
Однако этот результат – лишь чуть более половины запланированного количества ремонтов. Выделенные средства уже запущены в работу. И для достижения цели – 4200 км дорог за 2020 год – «Укравтодор» необходимо дофинансировать.
Первоначальный план «Большой стройки» предусматривал еще и третий источник финансирования – «деньги «Газпрома», полученные в результате решения Стокгольмского арбитража.
Однако экономический кризис из-за всемирной пандемии коронавируса и дальнейшие карантинные ограничения заставили государство вносить коррективы и перераспределять бюджет.
Именно поэтому нам необходимо принять законопроект №3509 и перераспределить неиспользованные средства из COVID-фонда на дорожные работы.
Это не означает, что мы ставим асфальт выше человеческой жизни. Наоборот, отдельным пунктом идет положение о приоритете финансирования дорог, ведущих к приемным отделениям больниц.
Скорость оказания медицинской помощи – важный фактор не только в борьбе с COVID-19, но и для повышения качества медицинских услуг в государстве в целом.
Сейчас есть возможность направить средства на эффективный инфраструктурный проект, который повысит уровень жизни и обеспечит возврат инвестиций в течение нескольких лет. Осталось только этой возможностью воспользоваться.
Редакция не несет ответственности за содержание материала и может не разделять мнение его автора