Facebook Pixel

Могут понадобиться. Как бизнесу использовать открытые данные

Алла Погонец
Руководитель IT-компании BWN GROUP

6 марта в мире отмечают Международный день открытых данных.

Что такое открытые данные и где их брать в Украине

Открытые данные — это публичная информация, соответственно структурированная и изложенная в формате, пригодном для автоматизированной обработки. Такую информацию может получить любой, эти данные можно свободно распространять и модифицировать, в том числе и в коммерческих целях.

Сегодня отраслью открытых данных в Украине занимается Министерство цифровой трансформации, функционирования открытых данных регламентирует Закон «О доступе к публичной информации», а постановление Кабмина №835, принятое 21 октября 2015 года, определяет, какие именно наборы данных должны публиковаться в таком формате.

Наборы открытых данных публикуют их распорядители — госучреждения, органы власти — на собственных сайтах и специализированном портале Data.gov.ua. На Едином государственном веб-портале открытых данных (именно так называется Data.gov.ua) есть самые разные наборы — от Единого госреестра нормативно-правовых актов к данным об экологической и радиационной обстановке в зоне расположения АЭС или реестра методик проведения судебных экспертиз.

Открытые данные — бесценный и бесплатный источник знаний, который можно и нужно использовать, трансформировать и исследовать.

Открытые данные как бизнес

С 2016 года в Украине функционирует специальный некоммерческий инкубатор стартапов на основе открытых данных — 1991 Open Data Incubator. Он помогает превращать открытые данные в эффективные сервисы для граждан, государства и, конечно, бизнеса.

Среди первых выпускников инкубатора — «Поисково-аналитическая система.007», умный мобильный навигатор Navizor, система мониторинга сельского хозяйства AGROMONITOR и другие. Конечно, как и любой стартап, не все из проектов-выпускников стали успешными, но уже сегодня в Украине функционируют мощные компании, основанные на использовании, обработке и предоставлении дополнительной ценности открытым данным. Такими сервисами ежемесячно уже пользуются млн украинцев.

Пожалуй, самым известным среди успешных отечественных решений является сервис проверки контрагентов YouControl, который на основе открытых данных формирует досье на компании. Как признавался сам основатель YouControl Сергей Мильман, за прошлый 2020 год его бизнес показал рост на 35%.

На ум приходит еще ряд отечественных сервисов, использующих открытые данные.

Среди них:

  • OpenDataBot, который аккумулирует информацию о юрлицах, помогает мониторить состояние компаний и предотвращать рейдерство;
  • система поиска доноров «ДонорUA»;
  • сервис «Суд на ладони»;
  • сервис Юраудит недвижимости Monitor.estate;
  • сервис общественного транспорта EasyWay и многие другие.

Среди opendata-решений с мировым именем можно упомянуть о Citymapper — сервисе, который в режиме реального времени отслеживает движение общественного транспорта и предлагает пользователям оптимальные маршруты передвижения.

Он запускался в Лондоне, работает в Нью-Йорке, Стамбуле, Сиднее, Мехико и десятках других городов по всему миру. Не менее известны проекты — американская Zillow и британская Zoopla, использующих открытые данные для торговли недвижимостью; французский CommoPrices, отслеживающий цены на сырьевые товары и тому подобное.

Открытые данные для бизнеса: новые возможности

Сегодня можно полностью построить бизнес на открытых данных или использовать их только как часть своей работы. Для действующего бизнеса открытые данные могут быть полезны в двух направлениях: использование сервисов, основанных на обработке открытых данных, и собственно использования данных в бизнес-процессах.

Открытые данные дают бизнесу основное конкурентное преимущество — возможность принимать лучшие управленческие решения, но могут дать и значительно больше. Открытые данные можно использовать, чтобы начать новое дело, запустить новый продукт или услугу, обогатить существующий сервис, изучить конкурентов, узнать больше о клиентах, выйти на новые рынки.

Усилить существующий продукт. Бизнес по всему миру использует открытые данные для расширения функциональности и «обогащения» уже существующего продукта или сервиса. В частности, Google использует открытые транспортные данные в Google Maps для планирования поездок в общественном транспорте.

Диверсификация товарных портфелей. Продукт на основе открытых данных может стать дополнительным конкурентным преимуществом на рынке и дополнительным продуктом. Многие мировые компании, занимающиеся анализом данных и рынков, разрабатывают программные продукты на базе OpenData и продают их вместе с консультационными услугами.

Более того, компании могут строить собственную экспертизу на основе обработанных публичных данных. Как пример — британская GeoLytix, предоставляющая консалтинговые услуги крупным ритейлерам, банкам и застройщикам, используя открытые данные.

Повысить эффективность бизнеса. Правильно обработанные открытые данные помогут эффективнее планировать бизнес-процессы, принимать решения с учетом значительного количества факторов. Например, данные о ситуации с ремонтом дорог помогут лучше планировать логистику, демографические данные — спланировать открытие нового магазина и стратегию бизнеса на годы вперед.

Бизнес, в зависимости от отрасли, специфики и потребностей, может существенно усилить свои позиции, благодаря открытым данным. Главное — понять, как их использовать максимально эффективно. Это огромный клад, который фактически лежит прямо под ногами каждого. К сожалению, наклоняться и поднимать его пока научились не все.

Праздник?

В конце 2020 года Украина заняла 17-е место в европейском рейтинге развития сферы открытых данных Open Data Maturity Report 2020. И это действительно достижение.

Однако в день праздника стоит заметить: в последнее время темпы обнародования информации государством существенно снизились, да и далеко не все данные, которые могут ускорить развитие этого рынка в Украине, открыты, а претензии государства на монополию в этой сфере ощущаются все четче.

В Международный день открытых данных не хотелось бы о плохом — лучше о перспективах и достижениях. Вот только будут ли они через год?

Поблагодарить 🎉
The Page Logo
У вас есть интересная колонка для The Page?
Пишите нам: [email protected]

Редакция не несет ответственности за содержание материала и может не разделять мнение его автора