11 августа 2020 года президент Владимир Зеленский подписал закон «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр». 12 августа 2020 года закон был опубликован, а 13 августа вступил в силу.
Рассмотрим основные положения закона, чтобы понимать, чего ожидать украинцам и бизнесу и каким образом принятый закон будет способствовать развитию экономики Украины.
Предыстория. Идея легализации игорного бизнеса не покидала народных избранников все 11 лет со дня запрета азартного бизнеса.
Государство пыталось бороться с игорным бизнесом, но, учитывая то, что Украине нужны иностранные инвестиции, развитие инфраструктуры и пополнение государственного бюджета, принято решение: игорному бизнесу быть.
Кому разрешено осуществлять деятельность
Законом разрешается деятельность казино и букмекерских пунктов (в том числе в сети интернет), залов игровых автоматов и организация онлайн-покера (в том числе организация и проведение азартных игр в покер в сети интернет).
Азартными играми в казино закон считает цилиндрические игры (рулетка), игры в карты (в том числе игра в покер), игры в кости, игры на игровых автоматах.
Букмекерская деятельность — это хозяйственная деятельность по организации и проведению пари (букмекерских пари и пари тотализатора) в букмекерских пунктах и/или в сети интернет. По закону лотереи, спортивный покер, бильярд и боулинг к азартным играм не относятся.
В то же время определенные виды деятельности в сфере организации и проведения азартных игр на территории Украины могут проводиться исключительно при наличии у предпринимателя соответствующих лицензий с использованием сертифицированного, подключенного к Государственной системе онлайн-мониторинга игрового оборудования и онлайн-систем организаторов азартных игр.
Какие требования к организаторам азартных игр предусмотрены?
Статья 14 закона определяет требования к организаторам азартных игр. Так, установлено ограничение, позволяющее быть организатором исключительно юридическому лицу — резиденту Украины, основным видом деятельности которого является организация и проведение азартных игр.
К уставному капиталу тоже установлен ряд требований: его надо сформировать денежными средствами на сумму не менее 30 млн грн, при этом больший размер уставного (составленного) капитала может быть сформирован за счет ценных бумаг, иного имущества и имущественных прав.
С целью предотвращения отмывания доходов, полученных преступным путем, финансирования терроризма и финансирования распространения оружия массового уничтожения ряд требований касается конечных бенефициарных владельцев организатора азартных игр.
Организатор азартных игр обязан оформить целевой банковский депозит или банковскую гарантию осуществления выплаты выигрышей на сумму 7200 размеров минимальной заработной платы, установленной на 1 января текущего года.
Кроме того, организаторами азартных игр не могут быть: банки и другие финансовые учреждения, некоммерческие организации и учреждения, а также юридические лица, которым осуществление организации и проведение азартных игр запрещено судом.
С чего начать? Одним из важнейших вопросов для осуществления деятельности по организации азартных игр является получение лицензии.
Предусмотрено 11 видов лицензий:
- для организации и проведения азартных игр в игорных залах казино;
- для организации и проведения азартных игр в сети интернет;
- для проведения букмекерской деятельности;
- для организации и проведения азартных игр в залах игровых автоматов;
- для осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр в покер в сети интернет;
- на игровой стол и/или стол с рулеткой;
- на букмекерский пункт;
- на игровой автомат;
- на осуществление деятельности по предоставлению услуг в сфере азартных игр;
- на осуществление деятельности по заключению пари тотализатора на ипподроме;
- инвестиционная лицензия.
Законом не ограничивается количество лицензий, которые могут выдаваться одному оператору. Но есть ограничения относительно возможности использования лицензии только для одного бренда организатора азартных игр.
В то же время ничто не запрещает лицу-оператору использовать несколько брендов. Кроме того, организатору азартных игр казино в любом случае необходимо получить несколько лицензий (и на осуществление деятельности, и на оборудование, которое будет использоваться в деятельности).
Бюрократия: как получить лицензию
Не менее важный вопрос для каждого бизнесмена, который хочет заниматься новоразрешенной деятельностью: как получить лицензию? И здесь вопрос со звездочкой.
Положения закона предусматривают общие полномочия и условия получения лицензии, а также создание профильной Комиссии по регулированию азартных игр и лотерей, которая в свою очередь приступит к разработке лицензионных условий для каждого вида деятельности в сфере организации и проведения азартных игр. Поэтому условия получения лицензий ждем в ближайшее время.
Значительные дискуссии продолжаются по поводу функционирования, избрания членов и принятия решений «новой» комиссией.
Сейчас предусмотрено, что председатель и члены комиссии назначаются на должности Кабинетом министров по результатам конкурса.
Конкурсная комиссия утверждается правительством по представлению профильного комитета, которым является комитет Верховной Рады по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики. Однако такие положения расширяют полномочия комитета ВР и приводят к юридическим коллизиям.
Не менее интересной является несогласованность между положениями закона, предусматривающего, что комиссия самостоятельно определяет порядок осуществления своих обязанностей, и закона «О разрешительной системе в сфере хозяйственной деятельности», где указывается, что порядок выдачи документов разрешительного характера может устанавливаться исключительно законами.
Но после обсуждения проблемных вопросов закона об избрании контролирующего органа такие коллизии обещают исправить заключительными положениями в законопроекте о налогообложении игорного бизнеса. Чего мы тоже ждем.
А как же люди?
Вопрос легализации азартных игр остро стоял долгое время именно из-за общественной угрозы и негативного влияния на игроков, их семьи и т.д.
Положения закона детально регулируют требования к игрокам, их учету и создают механизмы борьбы с лудоманией.
Закон предусматривает:
- возраст игрока — не менее 21 года, идентификация на входе;
- создание реестра игроков, самоограниченных лиц и лиц, в отношении которых имеются другие ограничения, что дает возможность ограничить участие в азартных играх физического лица на срок от 6 месяцев до 3 лет;
- игорные заведения нельзя размещать на расстоянии ближе 500 метров от школ;
- казино могут работать только в пятизвездочных отелях. Залы игровых автоматов можно размещать в трехзвездочных, четырехзвездочных и пятизвездочных отелях;
- вводится принцип «ответственной игры», который предусматривает осуществление организатором азартных игр мер по предупреждению и минимизации негативных последствий от участия физических лиц в азартных играх.
Как повлияет легализация игорного бизнеса на украинцев, говорить рано — увидим со временем. Очень важно, чтобы механизмы борьбы с лудоманией были зафиксированы не только в законе, но и действительно работали.
Вместо заключения. Никто не ожидал, что принятие закона о легализации игорного бизнеса будет единственным комплексным решением всех проблем, которые сопровождают азартную деятельность.
И все же принятие такого закона является значительным шагом и согласием государства брать на себя ответственность за легальное развитие этой деятельности.
Теперь бизнесу вновь необходимо держать руку на пульсе и следить за подзаконными актами, которые будут приниматься Комиссией по регулированию азартных игр и лотерей; создавать условия и выполнять требования по осуществлению игорной деятельности и, конечно, быть готовыми к приходу «гостей» — правоохранительных органов.
Редакция не несет ответственности за содержание материала и может не разделять мнение его автора