1 августа стартует газовая реформа для населения: потребители смогут менять поставщика, выбирая по принципу лучшей цены на газ; начнется переход к рыночному ценообразованию.
Это поможет стимулировать конкуренцию среди газотрейдеров, оптимизировать цену для конечного потребителя, улучшить сервис. Но есть ряд причин, по которым свободный рынок может полноценно не состояться.
Еще 5 лет назад процессы изменений были запущены в сегменте газа для бизнеса. Оправдались ли надежды, какие проблемы остались в «наследие» новому этапу реформ и что будет мешать работе газотрейдеров?
Реформа газового рынка началась в 2015 году с услуг коммерческим потребителям.
Функционал по продаже и доставке газа разделили между двумя типами компаний – газораспределительными операторами и поставщиками газа (продавцами); сняли госконтроль над розничными ценами для потребителей.
Сейчас за клиента в бизнес-сегменте соревнуются более сотни активно работающих поставщиков.
Со временем это дало свои плоды: сократилась монополия облгазов (они переквалифицировались в газораспределительные компании), рынок стал привлекательным для трейдеров – поставщиков газа бизнесу.
Продавцы газа начали делить «пирог» между собой, попеременно сбивая цену, чтобы привлечь покупателей, и этим «вынуждать» участников рынка подстраиваться и продавать газ по более низкой цене.
Итог – потребитель получил выгодную рыночную цену, поставщики газа стали более гибкими и начали конкурировать не только по стоимости, но и улучшать сервис.
Сейчас за клиента в бизнес-сегменте соревнуются более сотни активно работающих поставщиков, конкуренция максимальная, и чем больше игроков, тем более честной получается конечная цена.
В этом плане рынку газа для населения повезло больше: работающие с бизнесом поставщики уже сейчас готовы принять бытовых потребителей (не нужно начинать все с нуля).
Это значит, что путь к рыночной цене в этом сегменте будет существенно короче.
К тому же рынок продолжит насыщаться новыми газовыми трейдерами: порог входа в сферу достаточно низкий (нужно получить лицензию, что в основном не вызывает сложностей), а рынок газа для населения намного больше и привлекательнее рынка небытовых потребителей.
На данный момент процесс смены газового поставщика упрощен: к другому поставщику можно перейти «в несколько кликов», с минимальным пакетом документов и возможностью сделать это онлайн, используя электронную цифровую подпись, mobile ID или его аналоги.
И если прежний поставщик «не отпускает» клиента, то он открепляется от старого поставщика автоматически. Эти нововведения существенно облегчат новым газотрейдерам работу с населением.
Но остался ряд нерешенных проблем, которые могут стать серьезной преградой на пути к полноценной работе рынка.
Долги населения и поставщик последней надежды
Сейчас потребитель может сменить поставщика даже при наличии долга за газ.
И это хорошая новость – совсем недавно это было невозможно, что уменьшало шансы запуститься рынку полноценно и давало повод для манипуляций со стороны газсбытов.
Последние удерживали клиентов, «рисуя» несуществующую задолженность (очень распространенный прием в сегменте продаж газа для коммерческих потребителей).
Но на протяжении всего периода независимости Украины у населения десятилетиями накапливались долги за газ. И на данный момент нет понятной и прозрачной процедуры их реструктуризации.
Также если потребитель имеет ранее накопленный долг и заключает договор с новым поставщиком (но продолжает не платить и по новым обязательствам), то последний имеет право разорвать договор, и такой потребитель попадает к поставщику последней надежды.
Поставщик последней надежды обслуживает такого клиента всего 60 дней, в течение которых потребитель должен найти нового поставщика.
Если и второй поставщик отказывается от такого клиента – тот снова попадает к поставщику последней надежды и продолжает копить долги.
Замкнутый круг. Упрощением этой ситуации видится полное обнуление долгов населения. Это даст возможность и бытовым потребителям, и газотрейдерам начать все с чистого листа.
На рынке электроэнергии уже есть неудачный прецедент – «Укринтерэнерго». С начала 2019 года компания была поставщиком последней надежды и занималась обеспечением электроэнергией клиентов с низкой платежеспособностью.
Потребитель может сменить поставщика даже при наличии долга за газ.
На сегодняшний день это предприятие с большой задолженностью, что привело к неплатежеспособности и аресту счетов. Повторится ли этот сценарий с «Нафтогазом»? Вряд ли.
Последние 20 лет «Нафтогаз» и был (по своей сути) поставщиком последней надежды, которому все должны: население, теплокоммунэнерго и т. д. У компании выработался механизм, который позволяет компенсировать долги.
К тому же, чтобы выиграть в тендере на поставщика последней надежды, «Нафтогаз» предложил самую низкую цену — 2711,86 грн за тысячу кубометров.
Цена явно нерыночная, но позволит на старте забрать клиентов облгазов в регионах.
Предположительно, далее цена от «Нафтогаза» вырастет, так как сама идея поставщика последней надежды – давать цену на 10-20% выше средней по рынку, чтобы стимулировать потребителей быстрее уйти к новому, более выгодному поставщику.
Пока до конца нет понимания, как будет вести себя «Нафтогаз» относительно ценообразования и как это будет влиять на развитие свободного рынка, как будет работать механизм работы с должниками и т. д.
Газсбыты могут привлекать лучших клиентов и контролировать поставки
Исторически так сложилось, что газсбыты, созданные облгазами как отдельные компании для продажи газа, имеют доступ к базам данных о потребителях (с историями платежей, объемами потребления и т. д.).
Такая информация дает возможность сегментировать клиентов и привлечь именно платежеспособное население, а потребителей с неблагоприятным прогнозом по оплатам отдать на откуп рынку или поставщикам последней надежды.
Другие участники рынка такую информацию или доступ к ней не имеют.
В сегменте работы с коммерческими потребителями такое преимущество газсбытов в виде доступа к базам данных сыграло невеселую шутку.
Имея информацию по фактическому и прогнозному потреблению газа предприятиями, газсбыты привлекают клиентов, предлагая избежать небаланса газопотребления (разницы между фактическими объемами потребления и объемами купленного газа).
Если смотреть на европейский опыт, то эта проблема там давно решена. Оператор газотранспортной системы (у нас – облгаз) сводит воедино данные по потреблению населением и коммерческими предприятиями и ретранслирует каждому продавцу газа информацию по его клиентам.
И в заключение. Как видим, некоторые решения часто не приводят к тому результату, который виделся на старте.
Но при их корректировке рынок имеет все шансы расти большими темпами. И для этого не нужно принимать какие-то особенные меры – нужный опыт уже есть в Европе.
Редакция не несет ответственности за содержание материала и может не разделять мнение его автора