Facebook Pixel

Гибкие бизнес-процессы дадут компаниям новые возможности

Юрий Наврузов
Strategic Focus Group Leader, ICFM Ukraine, Scrum&Waterfall Coach

Коронацунами, бушующее в мире, провело для бизнеса своеобразный стресс-тест. Главный урок, который следует вынести из этого, – умение бизнес-организма приспосабливаться и эволюционировать ценится превыше всего! А какие бизнес-процессы помогут в этом?


Опыт IT-рынка

Рынок IT-услуг и разработок оказался наиболее адаптивным и устойчивым к коронавирусному стресс-тесту. Почему? Один из секретов заключается в следующем: бизнес на этом рынке уже давно использовал те модели и процессы, которые на других рынках пока в диковинку.

Действительно, удаленная работа для компаний IT-рынка никак не снизила эффективность управления и качество принимаемых решений. Темпы работ и взаимодействие внутри команды и между командами не пострадали.

QuoteЛюди и взаимодействие важнее процессов и инструментов.

Ну а перевод многих офлайновых дел/забот в онлайн вообще не стал проблемой – они же живут в онлайне!

В чем секрет? Это, конечно же, идеология и процессы выявления потребительских предпочтений и гибкого планирования работ под эти предпочтения.

Agile+Scrum

Agile означает живой, подвижный. Такое название получила базовая идеология подхода к выполнению проектов с малопредсказуемым потребительским восприятием и слабо прогнозируемым видом конечного продукта/услуги.

QuoteScrum-команды наваливаются на возникшую проблему и стараются быстро ее решить.

Ключевое слово здесь – живой, то есть эволюционирующий, приспосабливающийся. Согласитесь, именно то, что нужно для рывка после коронацунами!

Разработчики Agile-идеологии сформулировали основные ее принципы в специальном манифесте.

Вот как они звучат:

  • Люди и взаимодействие важнее процессов и инструментов.
  • Работающий продукт важнее исчерпывающей документации.
  • Сотрудничество с заказчиком важнее согласования условий контракта.
  • Готовность к изменениям важнее следования первоначальному плану.

Для менеджера/собственника не из IT-рынка эти принципы звучат кощунственно, ибо противоречат, отвергают весь накопленный вне IT-рынка опыт!

Quote«Это хаос какой-то», — возмущенно реагировал на мою презентацию один из присутствующих на ней топов.

Но есть хорошая новость: хаос можно структурировать, и это работает!

Нужная степень ужесточения, структуризации Agile-хаоса достигается применением Scrum-инструментов планирования и оценки исполнения. На этом этапе моей презентации все участники облегченно вздыхают – наконец-то знакомые и привычные термины!

Термин Scrum заимствован из регби, он всем визуально знаком, ибо описывает толкотню, свалку спортсменов вокруг мяча. Именно так Scrum-команды наваливаются на возникшую проблему и стараются быстро ее решить.

QuoteПланируйте закупки сырья и комплектующих только на одну-две (максимум три) недели.

Совместно с Agile-подходом для разумной минимизации возникающих проблем Scrum-инструментарий использует процедуры раннего выявления изменений в потребностях клиентов и действиях конкурентов. Таким инструментами являются:

  • User story – перечень важных для будущего продукта/услуги особенностей поведения потребителей. Они приоритезируются и называются Product Backlog.
  • Sprint – короткие (2-4 недели) циклы выполнения работ, имеющих четко сформулированную, понятную и принятую командой цель. Достижение ее позволяет создать прообраз (increment) продукта, в котором уже удовлетворяются потребительские предпочтения из верхней части Product Backlog.
  • Sprint Retrospective – доказательная презентация полученных в течение спринта результатов.

Как это работает

Нужно понять и принять как истину: спрос в поствирусный период будет слабо предсказуемым, поведение клиентов – своеобразным и настороженным, поставщиков – несговорчивым. Значит, сразу выпускать на рынок весь портфель продуктов — затея очень и очень рискованная. Как снизить эти риски?

Только обнаружив в своем портфеле продукты/услуги с высокой (желательно 100%) вероятностью потребления.

Для ресторанов это проверенный вариант меню с привлекательными ценами и гарантиями карантинной дистанции.

Для сервисных, рекламных, туристических компаний и игроков шоу-рынков – предложения с четкими гарантиями минимизации рисков заражения вирусом.

После 2-3-месячной карантинной спячки любой бизнес-организм не готов к мгновенной мобилизации. И основное узкое место для всех компаний – это разорванные цепочки поставок.

QuoteОриентироваться следует не на «хотелки», как было раньше, а на потребительские страхи.

Как их реанимировать после долгой спячки, понимая, что влиять на поставщиков особенно нечем, а конкурировать с другими закупщиками придется, причем довольно жестко?

Есть только один способ – насыщать каналы поставок маленькими порциями заказов сырья и комплектующих, которые будут использоваться только для продуктов/услуг с самой высокой степенью вероятности востребованности потребителем.

Не самых высокомаржинальных. Не самых ранее популярных. Не тех, остатки которых есть на складах (нужно же их куда-то девать, сказал участник моего семинара). Не самых любимых вашими шеф-поварами или технологами!

Вот тут и пригодятся Agile и Scrum. Планируйте закупки сырья и комплектующих только на одну-две (максимум три) недели. Не гонитесь за экономией и скидками на объемах. Помните: клиент теперь более насторожен и менее лоялен изначально.

Ориентироваться следует не на «хотелки», как было раньше, а на потребительские страхи. Соответственно, преуспеет больше тот бизнес, который в лучшей мере и в большей степени снизит риски своих клиентов.

Хорошая новость в том, что, снижая риски клиентов, компания, использующая гибкие Agile/Scrum-инструменты, одновременно снижает и собственные риски!

Если ваш бизнес завязан на морские круизы, обслуживание потока туристов (отели, авиа/авто/ж/д-трансферы, развлечение/оздоровление…), то нужно предполагать, что главная потребительская боязнь – не попасть в несанкционированную изоляцию.

QuoteПреуспеет больше тот бизнес, который в большей степени снизит риски своих клиентов.

При планировании ивентов отдайте предпочтение не тем, по которым уже подписаны контракты, а в первую очередь тем, где зрители почувствуют себя максимально защищенными.

Помните, что слоганы «продезинфицируй руки» и «оставайся дома» как призывы к гигиене и социальному дистанцированию сейчас крайне актуальны.

Поблагодарить 🎉
The Page Logo
У вас есть интересная колонка для The Page?
Пишите нам: [email protected]

Редакция не несет ответственности за содержание материала и может не разделять мнение его автора