Коронацунами, бушующее в мире, провело для бизнеса своеобразный стресс-тест. Главный урок, который следует вынести из этого, – умение бизнес-организма приспосабливаться и эволюционировать ценится превыше всего! А какие бизнес-процессы помогут в этом?
Опыт IT-рынка
Рынок IT-услуг и разработок оказался наиболее адаптивным и устойчивым к коронавирусному стресс-тесту. Почему? Один из секретов заключается в следующем: бизнес на этом рынке уже давно использовал те модели и процессы, которые на других рынках пока в диковинку.
Действительно, удаленная работа для компаний IT-рынка никак не снизила эффективность управления и качество принимаемых решений. Темпы работ и взаимодействие внутри команды и между командами не пострадали.
Люди и взаимодействие важнее процессов и инструментов.
Ну а перевод многих офлайновых дел/забот в онлайн вообще не стал проблемой – они же живут в онлайне!
В чем секрет? Это, конечно же, идеология и процессы выявления потребительских предпочтений и гибкого планирования работ под эти предпочтения.
Agile+Scrum
Agile означает живой, подвижный. Такое название получила базовая идеология подхода к выполнению проектов с малопредсказуемым потребительским восприятием и слабо прогнозируемым видом конечного продукта/услуги.
Ключевое слово здесь – живой, то есть эволюционирующий, приспосабливающийся. Согласитесь, именно то, что нужно для рывка после коронацунами!
Разработчики Agile-идеологии сформулировали основные ее принципы в специальном манифесте.
Вот как они звучат:
- Люди и взаимодействие важнее процессов и инструментов.
- Работающий продукт важнее исчерпывающей документации.
- Сотрудничество с заказчиком важнее согласования условий контракта.
- Готовность к изменениям важнее следования первоначальному плану.
Для менеджера/собственника не из IT-рынка эти принципы звучат кощунственно, ибо противоречат, отвергают весь накопленный вне IT-рынка опыт!
«Это хаос какой-то», — возмущенно реагировал на мою презентацию один из присутствующих на ней топов.
Но есть хорошая новость: хаос можно структурировать, и это работает!
Нужная степень ужесточения, структуризации Agile-хаоса достигается применением Scrum-инструментов планирования и оценки исполнения. На этом этапе моей презентации все участники облегченно вздыхают – наконец-то знакомые и привычные термины!
Термин Scrum заимствован из регби, он всем визуально знаком, ибо описывает толкотню, свалку спортсменов вокруг мяча. Именно так Scrum-команды наваливаются на возникшую проблему и стараются быстро ее решить.
Планируйте закупки сырья и комплектующих только на одну-две (максимум три) недели.
Совместно с Agile-подходом для разумной минимизации возникающих проблем Scrum-инструментарий использует процедуры раннего выявления изменений в потребностях клиентов и действиях конкурентов. Таким инструментами являются:
- User story – перечень важных для будущего продукта/услуги особенностей поведения потребителей. Они приоритезируются и называются Product Backlog.
- Sprint – короткие (2-4 недели) циклы выполнения работ, имеющих четко сформулированную, понятную и принятую командой цель. Достижение ее позволяет создать прообраз (increment) продукта, в котором уже удовлетворяются потребительские предпочтения из верхней части Product Backlog.
- Sprint Retrospective – доказательная презентация полученных в течение спринта результатов.
Как это работает
Нужно понять и принять как истину: спрос в поствирусный период будет слабо предсказуемым, поведение клиентов – своеобразным и настороженным, поставщиков – несговорчивым. Значит, сразу выпускать на рынок весь портфель продуктов — затея очень и очень рискованная. Как снизить эти риски?
Только обнаружив в своем портфеле продукты/услуги с высокой (желательно 100%) вероятностью потребления.
Для ресторанов это проверенный вариант меню с привлекательными ценами и гарантиями карантинной дистанции.
Для сервисных, рекламных, туристических компаний и игроков шоу-рынков – предложения с четкими гарантиями минимизации рисков заражения вирусом.
После 2-3-месячной карантинной спячки любой бизнес-организм не готов к мгновенной мобилизации. И основное узкое место для всех компаний – это разорванные цепочки поставок.
Как их реанимировать после долгой спячки, понимая, что влиять на поставщиков особенно нечем, а конкурировать с другими закупщиками придется, причем довольно жестко?
Есть только один способ – насыщать каналы поставок маленькими порциями заказов сырья и комплектующих, которые будут использоваться только для продуктов/услуг с самой высокой степенью вероятности востребованности потребителем.
Не самых высокомаржинальных. Не самых ранее популярных. Не тех, остатки которых есть на складах (нужно же их куда-то девать, сказал участник моего семинара). Не самых любимых вашими шеф-поварами или технологами!
Вот тут и пригодятся Agile и Scrum. Планируйте закупки сырья и комплектующих только на одну-две (максимум три) недели. Не гонитесь за экономией и скидками на объемах. Помните: клиент теперь более насторожен и менее лоялен изначально.
Ориентироваться следует не на «хотелки», как было раньше, а на потребительские страхи. Соответственно, преуспеет больше тот бизнес, который в лучшей мере и в большей степени снизит риски своих клиентов.
Хорошая новость в том, что, снижая риски клиентов, компания, использующая гибкие Agile/Scrum-инструменты, одновременно снижает и собственные риски!
Если ваш бизнес завязан на морские круизы, обслуживание потока туристов (отели, авиа/авто/ж/д-трансферы, развлечение/оздоровление…), то нужно предполагать, что главная потребительская боязнь – не попасть в несанкционированную изоляцию.
Преуспеет больше тот бизнес, который в большей степени снизит риски своих клиентов.
При планировании ивентов отдайте предпочтение не тем, по которым уже подписаны контракты, а в первую очередь тем, где зрители почувствуют себя максимально защищенными.
Помните, что слоганы «продезинфицируй руки» и «оставайся дома» как призывы к гигиене и социальному дистанцированию сейчас крайне актуальны.
Редакция не несет ответственности за содержание материала и может не разделять мнение его автора