Франшиза: цена ошибки

СЕО Act for Change

Бизнес может масштабироваться за счет своих инвестиций, за счет инвестиций партнеров и за счет инвестиций условных партнеров.


Франчайзинг — крайне популярный способ масштабирования, который сейчас у всех на слуху. Однако, выбирая этот путь, и собственнику бренда, и тому, кто собирается инвестировать в дорогие франшизы (от $50 тысяч), следует учесть несколько крайне важных моментов, определяющих успех такого предприятия.

1. Не все бизнесмены могут быть франчайзи. И речь не о деньгах. Просто в этом формате бизнеса меньше свободы, и самостоятельно принятое решение, невнимательное отношение к требованиям или советам собственника бренда может стать камнем преткновения.

Мало того, это просто противоестественно для самой сути франчайзинга, ведь это командная работа, и, покупая франшизу, люди вступают в партнерские взаимоотношения.

В этом формате бизнеса меньше свободы, и самостоятельно принятое решение может стать камнем преткновения.

Незнакомые до этого будущие компаньоны учатся договариваться, уважать друг друга и самое главное — не обнулять имеющихся компетенций. Синергия двух бизнесменов не даст роста, если:

а) франчайзи рассматривает этот бизнес как тот, который работает только на его интересы. Это приведет к стагнации;

б) франчайзи будет пытаться развивать бизнес, меняя бизнес-модель. Это приведет к конфликтам.

2. Учитывайте направление бизнеса. Например, если это сфера услуг, то успех по большей части будет зависеть от наемного персонала. В рознице основное условие успеха — это месторасположение. Маленькие франшизы такого профиля не выстреливают чаще всего по одной причине — прогадали с местом.

А вот в дорогих производственных франшизах – там, где настраивается тяжеловесное оборудование и сопутствующие процессы, – совсем все иначе. Здесь многое зависит от бренда франчайзера, поставщиков, технологии производства и поддержки головного офиса.

Кроме того, производственный формат потребует дополнительного времени на отстройку и амортизацию, и детали в нем являются настолько краеугольными, что именно они помогли собственнику когда-то поднять свой бизнес.

Но соблюдая условия договора и прислушиваясь к советам, можно быть почти уверенным в том, что бизнес взлетит.

3. Посчитайте. Структура затрат по франшизе у разных франчайзеров может существенно отличаться, что не всегда поймешь с первого взгляда. Например, кто-то включает стоимость аренды помещения, а кто-то – нет. И еще я всегда советую иметь хотя бы 30% суммы, указанной в договоре, на случай непредвиденных трат.

Гарантированные доходы сегодня уже мало кто обещает. Те предприниматели, которые покупают условно дорогие франшизы, обычно являются реалистами и понимают, что высоко маржинальные истории закончились. Рентабельность бизнеса в Украине сегодня – от 10% до 18% в год.

Таким образом, мы приходим к факту того, что «условно дорогая франшиза» от $50 тысяч — это долгосрочные пятилетние инвестиции. Но в крупный, устойчивый бренд. Если обещают много и быстро, то стоит серьезно задуматься, какие цели может при этом преследовать франчайзер. Вполне возможно, что это будет быстрая капитализация бизнеса с последующей его продажей.

Гарантированные доходы сегодня уже мало кто обещает.

Как мы уже говорили, некоторые бизнесмены, покупающие франшизы, начинают испытывать желание создать еще один бизнес на базе франчайзингового. То есть они его рассматривают как тот, в который они могут вносить изменения, – как свой. И перестают соблюдать прописанные регламенты и политики, таким образом меняя бизнес-модель. Соответственно, то, что франчайзер декларировал по возврату денежных средств и обороту, может уже не соответствовать действительности.

Чувствуя в себе задатки такого бизнесмена, франшизу лучше вообще не покупать – все закончится конфликтом и в лучшем случае просто потерей денег.

4. Поймите договор. Успешное масштабирование бизнеса по франчайзинговой модели возможно лишь тогда, когда детализация бизнес-процессов максимальная. Потому что, увы, не редки случаи, когда крупные бизнесы, продающие франшизы, построили свои компании на огромном количестве теневых схем, без использования которых повторить путь их развития не представляется возможным.

Поэтому чем прозрачнее и детальней, тем лучше. Например, в международных франшизах, которых в Украине не так уж и много, все прописано до микродеталей. Приходится тратить значительные дополнительные суммы на услуги управляющей компании, которая занимается исключительно контролем соблюдения всех формальностей по франшизе.

Требования отечественных франчайзинговых бизнесов зачастую не так суровы, но все равно без помощи юриста не обойтись. Очень важная часть – это то, какой механизм расставания предусмотрен в договоре. Да, конечно, на старте никто об этом не думает, о чем впоследствии и жалеют чаще всего.

5. Соизмеряйте ценности.

Хороший бренд никто никому просто так не даст в пользование, и репутации брендов подвергаются определенному риску при вхождении нового франчайзи. Поэтому если к будущему франчайзи предъявляют минимум требований или вообще не предъявляют, то это должно настораживать.

Репутации брендов подвергаются определенному риску при вхождении нового франчайзи.

Покупая «условно дорогую франшизу», нужно понимать, о чем этот бизнес и бренд, разделять те же ценности, вникнуть в корпоративную культуру. Идеально, если франчайзи и сам является целевой аудиторией бренда.

Для этого не обязательно иметь предпринимательский опыт. А вот управленческий как раз не помешает, ведь понадобится умение руководить людьми и принимать решения.

Ни один собственник бизнеса, который продал тебе франшизу, не будет за тебя этого делать.

У вас есть интересная колонка для The Page?
Пишите нам: kolonka@thepage.ua

Читать на The Page

Редакция не несет ответственности за содержание материала и может не разделять мнение его автора