Facebook Pixel

Факт vs фейк. Как отличить?

Нина Василева
Директор по корпоративным коммуникациям EPAM Ukraine

Ежегодное глобальное исследование компании Edelman «Trust Barometer 2022» подтверждает, что нам не хватает не средств. Наш дефицит – доверие. Тенденции последних лет говорят о том, что мы все меньше доверяем государственным институтам, политикам и СМИ. И хотя недоверие естественно для людей, там, где его слишком много, появляется и тревога. В то же время в ходе этого исследования выяснилось, что мы больше верим бизнесу. И это накладывает на него дополнительную ответственность, хотя вряд ли бизнес может быть заменой и решать вопросы государственного значения. Итак, кому верить и как нам всем выживать в условиях постправды, где фейки часто заменяют факты?

Украинцы, как никто другой, знают, что ложная информация может быть оружием. И, кажется, с 2014 года мы должны научиться ее отфильтровывать. Но сегодня стоит напомнить: наша ключевая задача – воспитывать в себе медиаграмотность, развивать критическое мышление, уметь отличать фейки от фактов. И если вас не учили критическому подходу со школьной скамьи, то самое время начать им овладевать. Поверьте, это будет способствовать вашему спокойствию.

Итак, фейк – это фальшивая новость, не соответствующая действительности, но оказывающая большое влияние на читателей. Впрочем, фейк может содержать долю правдивой информации, но при этом также массу извращений и надумываний. Ключевые маркеры фейков, которые вы обязаны научиться анализировать уже сейчас, — источник информации, эмоции, эксперты, подача фактов. Далее подробнее.

Эмоции

Здесь просто. Если медиапродукт (материал, новости, сюжет, сообщения и т. д.) вызывает у вас слишком бурные эмоции, панику, желание действовать: делиться полученной информацией, вооружаться, покупать гречку, – скорее всего, он содержит фейк. Собственно, вызвать такое ощущение «катастрофы» и надстроить на нем еще более страшные ожидания – задача такого медийного продукта. Сильные негативные эмоции запускают наши защитные механизмы, и мы «активизируемся». Но прошу, остановитесь на минутку, вспомните эту колонку, вспомните, что вы – критически мыслящий человек, и подумайте: «Это правда или попытка манипуляции мной?»

Источники информации

Сайты организаций. Обратите внимание, от кого вы получили информацию. Если это организация, проверьте, существует ли она вообще. Если в материале есть ссылки, не поленитесь пройтись по ним. Если вы попадете на сомнительные сайты (так называемые «no name» ресурсы или, как мы говорим, «сливные бачки»), сайты подозрительных общественных организаций – похоже, вам попался фейк. Если информация идет из «анонимных источников» или от знаменитых «британских ученых» – время насторожиться.

Соцсети. Страница реального человека в соцсетях, лидера мнений, которому вы верите, возможно, даже знаете. Но и здесь нужно быть осторожным, потому что это действительно мнение ОДНОГО человека, который в конечном счете может ошибаться, горячиться, может передумать и удалить пост. Речь не о классическом медиа, которое, имея штат журналистов, может перепроверить факты минимум из трех источников согласно профессиональным стандартам. Поэтому перед тем как делиться постом (и, возможно, распространять фейк), побудьте немного журналистом и убедитесь в достоверности сказанного. Если вы сомневаетесь, попробуйте обратиться к ответственным. К примеру, если у вас проблема с депозитом, вы сначала пойдете за консультацией в свой банк, а не к диванным экспертам в соцсетях. Поэтому проверяйте, уточняйте информацию в компетентных структурах. Сайты МОН, Минздрава, правительства, президента, Минобороны – это те носители компетенции, с которыми вы должны сверяться в первую очередь.

Исследования. Их часто используют для подтверждения информации, поэтому поинтересуйтесь: кто проводил исследования (есть ли у этой организации сайт и насколько актуальна информация, постоянно она работает или, например, от выборов к выборам), в какой период, какая выборка, какая методология исследования и т. д. Если этой информации нет, достоверность этого источника сомнительна. Возможно, упомянутое исследование было сделано специально, чтобы промотировать определенный нарратив.

Эксперт

Для начала задайте себе вопрос: «А есть ли у него, собственно, экспертиза в теме, которую он освещает?» В наши дни есть риск встретить «эксперта», которого вообще не существует. В то же время вы можете читать комментарий реального, но заангажированного эксперта, который может представлять определенную политическую силу. Поэтому его информация может быть манипулятивной и служить интересам отдельных лидеров.

Подача фактов

Факт или личное мнение? В первую очередь научитесь различать их. Часто в новостях могут подавать чью-то оценку как свершившийся факт. В этом случае важно на эмоциональном уровне разделять эти два понятия. Если эксперт прогнозирует военные действия, это не значит, что они начались.

Кликбейтный заголовок. Чтобы заинтересовать читателя и заставить его перейти на новость, авторы придают заголовкам материалов яркую эмоциональную окраску. Наверное, все время от времени на такие наталкиваются.

Использование смонтированных фото и видеоконтента, чтобы усилить «правдивость» материалов. Мы преимущественно визуалы и потому верим в первую очередь увиденному. Впрочем, современные технологии позволяют создать практически любое «шокирующее видео».

Использование ярлыков и стереотипов, которые распространены среди населения, чтобы подкрепить ключевые сообщения. Это манипулятивный ход, чтобы убедить в правдивости.

Однобокое освещение. Когда представлены аргументы, позиция только одной из сторон, нет разных взглядов на ситуацию, аналитики – сомневайтесь. Обобщение типа «Украина в огне, экономика – в упадке» — это сигнал, что что-то здесь не так.

Медиа. К сожалению, не все медиа придерживаются упомянутых журналистских стандартов: баланса мнений, ссылок на источники, отделения фактов от комментариев, их проверка и т. д. Они могут не успевать проверять все. Но вы можете — по крайней мере то, что вас интересует. На мой взгляд, самое время применять подход взаимной ответственности за потребление информации. Хотя уровень доверия к медиа снижается (согласно тому же исследованию Edelman "Trust Barometer 2022"), СМИ все равно остаются для нас главным источником получения информации. К счастью, есть в Украине организации, которые призваны проверять соблюдение журналистских стандартов. Например, Voxcheck (которые, кстати, мониторят и ложь в словах политиков), MediaSapience, StopFake. Согласно последнему отчету Института массовой информации относительно мониторинга соблюдения журналистских стандартов, в онлайне есть медиа, чьи материалы практически не содержат нарушений: «Суспільне», «Зеркало недели», «ЛІГА», «Украинская правда», «Бабель», «Громадське».

С другой стороны, следует «лелеять» своего внутреннего «фактчекера» и пропускать информацию через вышеупомянутые фильтры: источник, факт, экспертиза, эмоция. Сделайте это своей привычкой. Такой подход – это и о способе уменьшить тревогу, и о заботе о себе, своем окружении. Если у вас нет времени проходить многочисленные доступные курсы по критическому мышлению, попробуйте хотя бы прочесть книгу Дмитрия Кулебы «Война за реальность. Как побеждать в мире фейков». Думаю, вас ждет много открытий.

Поблагодарить 🎉
The Page Logo
У вас есть интересная колонка для The Page?
Пишите нам: [email protected]

Редакция не несет ответственности за содержание материала и может не разделять мнение его автора