Большая группа депутатов Рады 24 января внесла законопроект № 8381 о корректировке процесса оборонных закупок, который стал практически полностью закрытым после введения военного положения. Такие закупки и раньше вызывали много вопросов у специалистов и СМИ, поэтому громкий скандал с закупкой продовольствия для Министерства обороны (МО), разразившийся 21 января, стал последней каплей.
На фоне жестких публикаций о чрезмерно высоких ценах на продукты, указанных в контрактах, последовали оправдания чиновников и попытки разъяснения случившегося, вызов «на ковер» в парламент министра обороны и отставка его заместителя.
рассказывает о том, какие выводы из скандала сделали в Раде и как предлагают изменить систему закупок.
Как развивался скандал с закупками продовольствия для Минобороны
21 января издание ZN.ua опубликовало статью, в которой говорится, что МО закупило продукты питания у «фирмы-прокладки» на 2023 год по ценам, которые по ряду позиций превышают розничные. В статье приводились скан-копии приложения к контракту. Автор расследования утверждает, что перед публикацией он обращался в МО для получения комментария, но ему не ответили. В итоге по сети разлетелись сообщения о том, что военные закупают куриные яйца по цене 17 грн за штуку.
23 января НАБУ сообщило, что изложенная в статье информация «известна НАБУ и САП, она исследуется в рамках уголовного производства, начатого по собственным наработкам, до публикации в СМИ. Среди прочего следствие проверяет закупки более чем на 13 млрд грн».
В тот же день состоялось заседание комитета Верховной Рады по вопросам национальной безопасности, обороны и разведки, на котором заслушали руководство МО и представителей НАБУ, ГБР, СБУ. Депутатам представили контракты, о закупках рассказал министр обороны Алексей Резников. Депутаты решили, что министр может сохранить свою должность (министра обороны по закону назначает и освобождает от должности президент – ).
24 января замминистра обороны Вячеслав Шаповалов подал в отставку. Он отвечал за тыловое обеспечение ВСУ и попросил уволить его, чтобы «не создавать угрозы для стабильного обеспечения ВСУ в результате кампании обвинений, связанных с закупкой услуг питания». Также поста лишился директор департамента закупок МО Богдан Хмельницкий.
Что о скандале с закупками сказал министр обороны
24 января Резников опубликовал информацию, которую накануне представил депутатам. Министр отметил, что на обеспечение питанием военнослужащих в 2023 году направят десятки миллиардов гривен. Он подчеркнул, что чуть больше года назад этот рынок был практически под контролем монополии.
«Во время назначения на должность министра я взял публичное обязательство: демонополизацию услуг питания. И мы с командой это сделали еще прошлой зимой. Хотя сопротивление было страшное, – заявил Резников. – В прошлом году монополист угрожал полностью заблокировать поставки продовольствия в армию. Не вышло».
В настоящее время Минобороны заключило контракты с восемью поставщиками на предоставление услуги питания. «За каждым из поставщиков закреплено определенное количество воинских частей. В контрактах прописана норма: если какой-либо из поставщиков не способен выполнить обязательства, то другие «подхватывают» воинские части согласно определенному алгоритму», — пояснил министр
По его словам, услугу питания предоставляют по принципу «еда ходит за военными», то есть поставщик оказывает ее там, где это необходимо прямо сейчас. «Независимо от количества локаций и количества людей в них. Это риски, которые принимает на себя бизнес, заключая контракт. Это особые требования к логистике», – пояснил Резников.
Он отметил, что Минобороны закупает не отдельные продукты, а комплексную услугу по обеспечению питания. Предметом закупки является стоимость суточного рациона для военнослужащего. В прошлом году она составляла 120 грн. «В этом году мы получили предложения поставщиков в диапазоне от 151 до 162 грн в сутки. В результате проведения переговоров конечная стоимость услуги по обеспечению питания одного бойца в сутки составляет 145,8 грн», – сообщил Резников.
Особенность контрактов Минобороны состоит в том, что их заключают на год вперед по фиксированной цене.
Как собираются изменить процедуры оборонных закупок
Глава комитета ВР по вопросам антикоррупционной политики Анастасия Радина 25 января заявила, что попытки Минобороны исправить контракты до того, как по ним заплатили, можно только приветствовать. «Мы проверим результаты. Однако этого недостаточно. Пора менять подход к закупкам», — уверена она.
По словам Радиной, первый шаг для таких изменений депутаты уже сделали: зарегистрировали законопроект № 8381 о возвращении прозрачности в оборонные закупки. Среди прочего предложили обязать МО и других оборонных заказчиков публиковать в системе ProZorro информацию о стоимости единицы закупленных за бюджетные деньги товаров, стоимости работ или услуг (кроме оружия и секретных закупок). Сделать это нужно через 10 дней после заключения контракта. Для питания, которое покупает Минобороны как услугу, нужно будет обнародовать стоимость единицы каждого из продуктов, входящих в каталог закупки.
Следующим шагом должна стать реформа системы закупок вещевого обеспечения для армии. Например, отказ от закупок лотами, объединяющими 400 товаров, и услуги по их доставке – это будет способствовать конкуренции и поможет снизить цену. Также парламентариев удивляет предвидение инфляции в цене закупки на год вперед. Они предлагают просто повышать цены в сделках, если они фактически растут на рынке.
Наталия Шаповал, руководитель KSE Institute в Киевской школе экономики, считает, что оборонные закупки в условиях военного положения нужно проводить одним из двух способов:
- без использования ProZorro, но при этом предусмотреть обнародование информации о ценах за единицу товара с указанием технических характеристик товаров по заключенным договорам;
- в закрытом модуле системы ProZorro с доступом к информации контролирующих органов. Идея состоит в том, что МО должно обнародовать информацию о закупках и предоставить доступ всем квалифицированным участникам к закрытому модулю для участия в отборе. Все закупки, сделанные в закрытом модуле, должны проверять контролирующие органы. Резюме результатов проверки стоит обнародовать, чтобы сохранить доверие партнеров Украины и информировать общественность.