Информационная революция превратила СМИ в мощнейший инструмент — виртуальную четвертую ветвь власти, влияние которой на каждого из нас, а также на так называемое коллективное бессознательное трудно переоценить.
Учитывая, что с началом XXI века скорость распространения новостей растет в геометрической прогрессии, а информация становится все доступнее, всплывает и побочный эффект: потоки дезинформации, фейковых сенсаций и «джинсы» также увеличиваются, создавая информационный шум, который может случайно или целенаправленно искажать действительность. Кроме того, СМИ иногда свойственно не только транслировать факты, но и интерпретировать их, исходя из собственных интересов или под воздействием контролирующих лиц.
Ярким индикатором подобных процессов стала эпидемия: в мессенджерах и социальных сетях распространялись фейковые сенсации, люди делали поверхностные выводы из броских заголовков и кратких описаний новостей, что приводило к еще большему хаосу и панике.
С другой стороны, доступность информации и отсутствие должного контроля ее качества может серьезно влиять и на компании. Статьи на заказ, появление противоречивых фактов, постановочные съемки и фейковые новости могут иметь существенное негативное влияние на репутацию и, как следствие, на эффективность бизнеса.
В целом XXI век — это эпоха постправды. А в мире постправды эмоции приходят на смену фактам, а фейки — на смену правдивым новостям, что в свою очередь формирует определенную альтернативную реальность и деформирует восприятие. При таких обстоятельствах объективные факты имеют меньшее влияние на формирование общественного мнения, чем личные убеждения.
Например, в июле 2021 года появилась новость о том, что в одном из киевских маркетов тиктокеры намеренно разбили бутылку виски стоимостью 7500 долларов. Стоит ли говорить, какие эмоции вызвала данная новость в социальных сетях и как читатели реагировали? Часть людей возмущалась поведением подростков, другие — удивлялись, что в Украине можно так просто зайти и купить бутылку столь дорогого алкоголя. На следующий день новость опровергли: оказалось, что подростки пришли с наполненной чаем бутылкой и разбили ее, в то время как сомелье магазина и охрана наблюдали за пранком.
Если такая новость создала резонанс, то что могло произойти в случае публикации фейка, который имел бы влияние на репутацию компании и ее финансовые результаты?
Таким образом, возникает вопрос: на какие факторы и индикаторы стоит обращать внимание, чтобы получать максимально достоверную информацию и минимизировать вероятность фейковых новостей?
Очевидно, что фейки могут быть разными. Например, новость о том, что принц Гарри и Меган Маркл переезжают в Житомир, впервые опубликованная на портале юмористических новостей, вряд ли нанесет серьезный репутационный или любой другой урон королевской семье. В то же время новость о том, что российский банк готовится к покупке monobank, может иметь серьезные последствия даже несмотря на то, что она была быстро опровергнута соучредителем mono.
В данном контексте, чтобы сохранить трезвость мышления и избежать обмана, важно учитывать информацию из нескольких источников. Ведь СМИ являются не только посредником между новостью и читателем или слушателем, они взаимодействуют с бизнесом, который имеет еще одну важную цель своего существования — генерировать прибыль. Они могут использоваться как источники пропаганды, которые дают возможность транслировать определенную точку зрения и взгляды или, наоборот, публиковать истории в поддержку популярных настроений целевой аудитории. Именно поэтому крайне важно обращать внимание на позицию СМИ и его репутацию.
Большую роль также играет история создания и становления СМИ. Если ресурс уже был замешан в репутационном скандале или фальсификации новостей, то с каждой последующей публикацией противоречивых новостей уровень доверия к нему падает. Таким образом, любой материал, написанный по заказу, наносит репутационные потери не только объекту заказа, но и исполнителю. Также ресурс, склонный к публикации желтых сенсационных новостей, вряд ли может быть надежным источником информации.
Кроме вышеперечисленного, стоит обращать внимание на манеру, в которой СМИ подают новости. Это менее яркий, но весьма важный индикатор потенциальной фейковости контента. Независимо от способа представления информации (печатная пресса, ТВ, интернет), редакторы новостей очень тщательно используют речевые обороты и выбирают угол, под которым освещаются события, поскольку это напрямую влияет на восприятие читателем, слушателем или зрителем происходящего. Показательны формулировки заголовков, а также графические материалы как манипулятивный инструмент, который побуждает аудиторию выбрать «нужную» точку зрения. Столь же важны детали, в частности орфографические и синтаксические ошибки в текстах и другое.
Идентификация достоверной информации и ее надежных источников важна еще и потому, что общественное сознание подвержено феномену каскада доступной информации. Так называют когнитивную деформацию, при которой коллективное доверие к чему-то или вера во что-то становится сильнее с каждым упоминанием или повтором определенного утверждения или факта. Таким образом, если перед публикацией в СМИ к процессу подготовки новости привлечь специалистов, таких как SMM-менеджеры, маркетологи, психологи и другие, которые могут помочь «упаковать» любую новость, информация станет легче для восприятия целевой аудитории из-за ее более высокого уровня убедительности, аргументированности и экспертности.
Еще одной ошибкой является восприятие информации только путем чтения заголовков, общих описаний и фрагментов статей. Это особенно актуально для людей, которые в основном получают новости из социальных сетей, поскольку чаще всего формат донесения информации в соцсетях не предусматривает чтение новости полностью. Таким образом создается иллюзия осведомленности: человек считает, что он в курсе всех событий, однако он не знает деталей или может вообще быть дезинформированным.
Противодействие пропаганде и дезинформации — важная задача обеспечения безопасности любого государства. Украина уже сделала ряд шагов в этом направлении. Так, Указом президента Украины от 19 марта 2021 года была начата работа Центра противодействия дезинформации. Центр был создан как орган СНБО с целью противодействия текущим и прогнозируемым угрозам национальной безопасности и национальным интересам Украины в информационной сфере; обеспечения информационной безопасности Украины, эффективного противодействия пропаганде, дезинформационным воздействиям и кампаниям; недопущения манипулирования общественным мнением и тому подобное. Деятельность Центра сосредоточена на противодействии распространению ложной информации в интернете и фейков в медиа.
Невнимательность и пренебрежение достоверностью информации может привести к значительным репутационным потерям. Особенно актуальным этот вопрос является для бизнеса, поскольку репутацию, строящуюся годами, можно потерять за считанные дни (или даже часы) из-за распространения ложных новостей или слухов. Ведь люди склонны считать негативные новости правдой гораздо чаще, чем положительные.
Репутация для бизнеса имеет огромную ценность. Важно отслеживать риски, которые могут ставить ее под угрозу, в том числе те, которые несут фейки и деформация сознания общества. Люди составляют основу любого бизнеса, а это значит, что человеческий фактор имеет значительное влияние.
С этой целью следует вести постоянную последовательную работу для минимизации влияния фейков и дезинформации. За положительным имиджем бренда обычно стоит кропотливый труд. Этот фактор позволит свести на нет негативное влияние на бизнес, а также быстро восстановить репутацию в случае распространения заказных материалов.
Соавторы:
Дарья Рябова, менеджер PwC Украина
Анастасия Фесун, консультант PwC Украина
Редакция не несет ответственности за содержание материала и может не разделять мнение его автора