Если вам кажется, что властям нет дела до проблемных ЖК, — поверьте, глубоко ошибаетесь. И дело вовсе не в морально-этической подноготной вопроса, оставим ее политикам. Вся соль в том, что долгострои плохо пахнут. И чем больше их плодится, тем легче желающим попиариться и пообвинять государственные органы в бездействии.
Прилетает, уж поверьте, всем: от местных органов до чиновников профильного Министерства и депутатов Верховной Рады. Поэтому те, кто пришел в политику из отрасли, прекрасно понимают: чтобы вздохнуть спокойно, нужно решить вопрос с долгостроями. Другое дело — как это сделать самым оптимальным путем?
Совсем недавно в публичной плоскости заговорили о новом законопроекте «О содействии пострадавшим инвесторам в достройке проблемных объектов». В отличие от предыдущего варианта, который предлагал достраивать за деньги налогоплательщиков из местных бюджетов, в новом механизме решили пойти другим путем. И он, надо признать, не так уж плох.
По сути, государство в лице органов местных властей становится неким посредником между пострадавшими инвесторами и новым застройщиком или же в отдельных случаях берет на себя обязанности что называется «под ключ»: взять на баланс объект, организовать конкурс, найти нового застройщика, проконтролировать достройку.
Долгостроем считается тот объект, который просрочил сдачу на два года и более, а также на площадке которого не ведется строительство в течение двух лет. В общем, даже с поправкой на все издержки наших реалий и возможность не уложиться в срок, компаниям дали приличный зазор времени, чтобы выполнять обязательства. Кто не успел, тот сам виноват.
Чтобы объект попал в перечень проблемных, нужны заявления пострадавшей стороны, то есть инвесторов. В законопроекте четко указано, какую информацию следует подать на рассмотрение местным органам. Это и полная информация о заказчике, и причины, по которым ЖК может считаться проблемным, и личные данные инвестора.
Если после рассмотрения заявлений местные органы находят основания включить объект в перечень проблемных, то застройщику тут же сообщают и просят в течение двадцати рабочих дней прореагировать.
Реакция должна быть предельно понятной: нужно письменно подать свои предложения относительно того, как достроить, или официально проинформировать, что сделать это застройщик не может.
В случае если «пациент скорее жив» и готов действовать, в предложениях важно прописать график достройки, дату ввода в эксплуатацию, источники финансирования, предоставить список инвесторов с информацией о них, информацию о судебных тяжбах, копию документа о праве собственности на землю. В общем — весь пакет документов, который станет дорожной картой.
Мне кажется, что это отличная инициатива, чтобы делать, а не просто говорить в пустоту.
Как только предложения поступили местным органам, в течение двух месяцев нужно провести общее собрание инвесторов. Оно и принимает решение, как быть дальше: позволить действующей компании достроить объект или обратиться в суд, чтобы у застройщика объект изъяли.
Для принятия решения нужно заручиться голосами инвесторов квартир, площадь которых составляет не менее 80% общего числа квадратных метров.
Если предложений нет, отсутствует заказчик строительства или собрание приняло решение, что хочет сменить «капитана корабля», то местный орган власти обращается в суд, чтобы изъять ЖК в пользу территориальной общины. И дальше начинается самое интересное.
За счет денег инвесторов проводится техническое обследование строительных конструкций долгостроя. Если невозможно дальше строить, то дом сносят либо за счет денег застройщика, либо местного бюджета.
Если у инвесторов уже есть вариант, кто из компаний готов взяться достраивать, местные власти заключают договор без проведения конкурса. А если такого застройщика нет, то проводится конкурс.
Понятное дело, что толп желающих вписаться в проблемный объект днем с огнем не сыщешь, как правило. Потому в законопроекте прописали возможные инструменты, как простимулировать желающих.
Во-первых, предлагается предоставить льготы в развитии инфраструктуры населенного пункта.
Во-вторых, освободить от арендной платы или земельного налога за земельные участки.
В-третьих, содействовать в присоединении к инженерным и транспортным сетям без оплаты со стороны нового застройщика.
Вполне себе неплохие преференции, в частности второй и третий пункт может заинтересовать крупную рыбу.
Разумеется, после подписания договора с новой компанией местные органы власти держат ухо востро и контролируют выполнение обязательств. В случае, если обнаружены нарушения, предусмотрен штраф (300 минимальных зарплат).
Мне кажется, что предложенный механизм вполне себе имеет право на существование в наших реалиях. Вопрос лишь в том, как быстро будет работать процедура рассмотрения заявлений, вынесения решений по объекту и, самое главное, поиск потенциальных новых компаний. Потому, как памятую, из-за шлейфа, который тянется за проблемными ЖК, далеко не все стабильные игроки готовы сегодня брать на себя такие обязательства.
Хочется верить, что финансовые стимулы от местных органов будут не на словах, а на деле, что реально станет подспорьем для поиска компетентных игроков для решения вопроса проблемных ЖК.
Мне кажется, шанс у долгостроев есть. И он вполне реален.
Редакция не несет ответственности за содержание материала и может не разделять мнение его автора