Facebook Pixel

«Генераторная экономика»: как бизнес переходит на альтернативные источники питания

Виктор Андрухов
Соучредитель Fibermix и Savex Minerals

Генератор – абсолютный гугл-тренд в Украине. Первое слово, которое услышишь в бизнес-комьюнити после «Привет». При веерных и аварийных отключениях, а также риске большого блекаута работать без энергогенерирующего оборудования не рискует ни один предприниматель. Только за последние две недели – это данные замминистра экономики – генераторов и оборудования в Украину завезли на $60 млн. Наш партнер продал партию из 140 устройств за час. И спрос на них не падает. Бизнес переходит на «генераторную экономику». Что это значит?

Снижение доходности бизнеса

Четыре рабочих часа без света – еще хороший вариант для украинских предпринимателей.

Компании закупили аккумуляторы разной мощности для офисов. Starlink – для бесперебойной интернет-связи. А на производстве установили генераторы, много генераторов. Все – чтобы не останавливать работу и удержать клиентов. Когда ты бизнесмен – хватаешься за любые решения, позволяющие выстоять. Дальше – начинаешь считать.

QuoteПостоянная работа на генераторе = переплата в разы.

К примеру, если при питании от электросети бизнес платит около 5 грн за кВт, то на дизельном генераторе один киловатт обойдется в пять раз дороже – около 25 грн. Следовательно, расходы на электричество съедают львиную долю фактической прибыли. А может даже даже загонят бизнес в минус.

Чтобы сохранить доходность, нужно пересматривать стоимость услуги и продукта с учетом цены на энергогенерирующие приборы и их эксплуатацию. Но переложить все дополнительные расходы на клиента вряд ли удастся. Во-первых, не позволит рынок: внутренние конкуренты будут держаться за клиентов и их лояльность. И обязательно найдутся те, кто за счет низкой цены и уменьшения прибыли попытаются расширить свою долю на рынке. Во-вторых – не следует забывать об импортных товарах, все равно попадающих на рынок Украины, и чья стоимость почти не изменилась.

Инвестиции в генератор обязательны

Покупка генератора – дело не одноразовое. Вопрос в первую очередь в сроке эксплуатации и режиме работы оборудования. Производители бензиновых генераторов гарантируют ресурс двигателя в пределах от 2 до 3 тысяч часов. Дизельные будут работать дольше – от 10 до 30 тысяч часов. А это значит, что генератор в конце концов придется менять. Также могут потребоваться дополнительные мощности. Поскольку с централизованной поставкой энергоносителя производственные предприятия испытывают огромную проблему.

Читайте также: Киев выделил 150 млн грн на генераторы для объектов критической инфраструктуры

Наша компания после блекаута 23 ноября почти две недели провела без электричества. Из-за дефицита энергоносителя бизнес подключают по остаточному принципу. Приоритет государства – население. Так что срочно вынуждены были приобрести дополнительный 3-фазный генератор. Он выдает напряжение, необходимое для запуска производственного оборудования. Это позволило не сорвать контракт и выполнить заказ. Но и привело к незапланированным затратам – цена дизель-генератора на 3 фазы в зависимости от мощности варьируется от сотни тысяч до миллиона гривен. Но считаю эту инвестицию дальновидной.

Конкуренция vs ситуативные партнерства

Уже сегодня наличие и стоимость электричества становится основным конкурентным преимуществом. И уверен, что не все игроки на рынке останутся в строю.

QuoteТот, кто будет иметь централизованную поставку энергоносителя, сможет сдерживать рост цены и за счет этого получить большую долю рынка.

Но в днепровской бизнес-среде наблюдаем тенденцию к ситуативным партнерствам и объединениям – когда члены комьюнити, чьи производственные мощности находятся в территориальной близости, усиливают друг друга. Совместно используют генераторы – посменно. Это позволяет хоть как-то разделить затраты на приобретение энергогенерирующей техники.

QuoteСовместное пользование офисными помещениями – хорошая экономия и мудрое решение при сложных обстоятельствах военного времени.

Это позволяет отчасти обезопасить бизнес от простоя на время отключений. Такие варианты подходят скорее для небольших бизнесов. Наша компания необходимое оборудование в конце концов приобрела самостоятельно.

Конечно, генераторная экономика изменяет себестоимость работы бизнеса. Чтобы удержаться на внутреннем рынке, предприниматели будут вынуждены уменьшать затраты на производство и реализацию продукции, жертвовать прибылью или частично поднимать цены, включив в них стоимость энергогенерирующих приборов. В итоге будем иметь более высокий прайс, меньшие доходы, большие расходы, более мощную конкуренцию, экономного потребителя. МСБ в Украине работают в режиме day by day. Но уверен – мы выстоим.

Присоединяйтесь к нам в соцсетях!
Поблагодарить 🎉
The Page Logo
У вас есть интересная колонка для The Page?
Пишите нам: [email protected]

Редакция не несет ответственности за содержание материала и может не разделять мнение его автора