10 лет — 10 уроков. Опыт ведения бизнеса в Украине американским инвестором

Александр Лопатин
Инвестор, основатель американо-украинской компании по производству светодиодного освещения ITW Systems
Фото: Mediamodifier/Pixabay

Фото: Mediamodifier/Pixabay

Бизнес в Украине — эксперимент, в котором не помешают чувство юмора и готовность к противодействию недобросовестным конкурентам. Какие 10 уроков можно вынести из него?


  • 1. Авантюризм и чувство юмора — две обязательные составляющие, когда начинаешь бизнес в Украине.

Бизнес в Украине — это эксперимент. Когда в 2010 году мы с одним из украинских соучредителей создали стартап в Украине, это был довольно рискованный шаг. Ведь для Украины тогда вопрос энергоэффективности был в новинку.

В ходе работы мы столкнулись и с недобросовестной конкуренцией, и с излишне сложной административной системой (отсутствие прозрачной правовой системы, гарантий возврата инвестиций или, по крайней мере, предсказуемости того, что может произойти в ближайшем будущем).

Telegram Logo

За время существования нашей компании в стране трижды изменилась власть и как минимум трижды менялись правила игры. Иногда только дух здорового авантюризма и чувство юмора останавливали от того, чтобы отказаться от идеи бизнеса в Украине.

Непредсказуемость — это одна из самых актуальных местных проблем как 10 лет назад, так и сейчас.

Это всегда прыжок в неизвестность, что является очень рискованным для бизнеса, ведь прогнозируемость и четкие понятные правила — это одни из основных критериев уровня инвестиционной привлекательности наравне с системой, которая гарантирует верховенство права, защищенность бизнеса и инвестиций, добросовестную и справедливую конкуренцию.

Google News Logo Подписывайтесь на нас в Google News!
  • 2. Поддержка отечественного производителя — миф, который до сих пор далек от реальности.

В Украине бизнесу, особенно среднему и малому, надо рассчитывать в первую очередь на себя. Ситуация с пандемией — показательный тому пример.

К отсутствию оперативных шагов со стороны государства для поддержки бизнеса во время экстренных ситуаций добавляется еще огромная налоговая нагрузка, отсутствие программ лояльности и т.п.

В европейских странах и США бизнесу упрощают работу — это касается и экономических аспектов, и административных. Местный производитель, получая определенные преимущества, создает новые рабочие места и развивает бизнес и местную экономику, а также пополняет местный бюджет.

И это имеет смысл, это не коррупция, а реальная поддержка отечественного производителя государством. В Украине же об этом говорится много, но далеко не все доходит до реализации.

  • 3. Единственная «постоянная» для украинского бизнеса — налоговая нагрузка.

В течение первых нескольких лет мы вложили в нашу компанию где-то около $1,5 млн.

С тех пор и до недавнего времени мы почти ничего из бизнеса не забирали, практически все реинвестируем. У меня и моих американских партнеров нет ни одного другого такого проекта, где бы мы в течение стольких лет только реинвестировали, не получая дивидендов.

Во всем цивилизованном мире, если я реинвестирую прибыль в развитие, налог с меня не берут, потому что вложенные в расширение бизнеса средства направляются в экономику страны: это создание рабочих мест, а значит, потребительские расходы и налоги в казну, это приобретение нового оборудования, с которого я заплачу 20% НДС, и т.п.

В Украине же ты обязан заплатить налог на прибыль, даже если реинвестировал его в развитие компании. Об альтернативном варианте налога на выведенный капитал вместо налога на прибыль опять же пока только много говорится.

  • 4. Кредитование в Украине — роскошь.

В Соединенных Штатах бизнес может рассчитывать на кредит под низкую и весьма привлекательную процентную ставку. Например, существует множество различных программ поддержки малого и среднего бизнеса с кредитными ставками даже на уровне 2,28-2,83%.

Причем часть финансирования либо предоставляется, либо обеспечивается государством. В Украине же кредитные ставки для бизнеса могут достигать 30%. С февраля 2020 года заработала государственная программа «Доступные кредиты 5-7-9%».

Но на практике из 700 тыс. предпринимателей кредит 5-7-9% смогли получить лишь 2,5 тыс. Поскольку создана такая бюрократическая система, что выполнить формальные требования банков практически нереально.

К счастью, во время развития бизнеса нам удалось избежать кредитов в украинских банках, и сейчас мы полностью на самообеспечении.

  • 5). Стал серьезным игроком на рынке — готовься к недобросовестной конкуренции.

В Украине, к сожалению, идут в ход все методы борьбы с конкурентами, в том числе и грязные.

Нам пришлось это почувствовать на себе. Когда мои американские коллеги и партнеры интересуются, как я отношусь к таким «выпадам» со стороны конкурентов, я отвечаю так: когда в Украине против вашей компании начинают действовать такими способами, это свидетельствует о признании вас как серьезного игрока на рынке.

С самого начала мы ставили своей целью создать долговременный, устойчивый бизнес. Это требует надежного и качественного продукта и безупречной репутации компании. Меня часто спрашивают, много ли мы заработали за годы существования компании.

Очень много — мы заработали репутацию компании с правильными ценностями, ведущего производителя надежных и качественных энергоэффективных решений.

Да, я понимаю, что это не устраивает конкурентов, но самое неприятное то, что в условиях недобросовестной конкуренции у бизнеса в Украине нет работающих инструментов защиты деловой репутации на законодательном уровне.

  • 6. СМИ могут быть инструментом в руках конкурентов.

Наша компания столкнулась с информационной атакой. Против нас вышел заказной материал на одном из центральных телеканалов. При этом наши попытки высказаться и привести факты и аргументы в противовес просто проигнорировали.

Через свои источники мы узнали, что сюжет заказал наш конкурент. К сожалению, такие случаи не единичны, а действенных методов защиты и противодействия распространению откровенно ложной информации в Украине нет, как и отсутствуют инструменты защиты деловой репутации.

Пожалуй, это не удивительно, ведь причастные к «черному» пиару сейчас занимают ключевые посты в правительстве.

  • 7. Членство в бизнес-ассоциациях имеет смысл, но не во всех.

Прислушиваться к одной компании в Украине вряд ли будут, а вот когда таких компаний десятки и сотни — это уже другое дело. Именно этот «единый голос», который слышат и который учитывают на самом высоком уровне, принадлежит бизнес-ассоциациям и объединениям.

Мне приходится иногда слышать нарекания и сомнения относительно целесообразности вступления в такие организации. Это действительно справедливое заявление относительно многих общественных объединений и ассоциаций.

Но, исходя из опыта нашей компании, могу сказать, что именно поддержка Американской торговой палаты в Украине, посольства США и американских конгрессменов позволила достойно противостоять недобросовестной конкуренции и решить ряд возникших бизнес-проблем благодаря их активному подключению к диалогу с властью.

Конечно, для того, чтобы украинский и зарубежный бизнес чувствовал себя защищенным от грязных методов конкурентной борьбы, ответственность за это должна быть отрегулирована государством на законодательном уровне.

А пока такое урегулирование отсутствует, компаниям следует заручиться поддержкой весомых бизнес-сообществ.

  • 8. Не ценой единой — бизнес постепенно начинает отдавать предпочтение качеству над стоимостью.

Бизнес часто пытается «удержаться на плаву» за счет низкой цены. Но низкая цена изделия часто означает, что здесь экономили буквально на всем: на специалистах, материалах, подрядчиках, поэтому и качество соответствующее.

Мы изначально не хотели оказаться в сегменте рынка, где низкая стоимость — это главный критерий выбора продукта и поставщика, поэтому выбрали тот, где важны качество и надежность.

Было непросто, ведь сегмент светотехнических решений, в котором работаем мы, достаточно насыщен. На старте пришлось прилагать немалые усилия, чтобы объяснить потенциальному клиенту, что именно он получает, выбрав наше решение, и почему это важно и выгодно для него.

Зато теперь, имея сотни реализованных проектов, у нас есть прекрасные аргументы — суммы, которые наши клиенты экономят в итоге, говорят сами за себя. Что приятно, тенденция последних лет показывает, что бизнес в Украине постепенно начинает ценить качество, а не слепо гнаться за ценой.

Да, этот тон задают международные компании, для которых цена не является ключевым фактором для принятия решения о сотрудничестве, но и местные предприниматели постепенно перенимают такой подход.

У нас есть ряд примеров, когда клиент сначала выбрал более дешевое решение, но, столкнувшись с проблемами качества и надежности, в результате обратился к нам. Ведь не зря говорят, что скупой платит дважды.

  • 9. Украинцы способны покорять мир интеллекта трудолюбием.

В нашей компании работают около сотни сотрудников. Это производственники, инженеры, проектанты, back офис, отдел продаж — все украинцы. К зарубежным специалистам обращаться не приходилось.

В то же время мы экспортируем нашу продукцию по всему миру, и еще не было никаких серьезных нареканий на качество. Украинцы умеют создавать качественный инновационный продукт, а для выполнения задания могут работать сверхурочно и удивлять своей работоспособностью.

Украинских специалистов в мире ценят, а ключевая проблема для страны, по-моему, — это отток кадров за границу и риск потерять этот колоссальный интеллектуальный пласт.

И здесь замкнутый круг — без лояльных и прозрачных условий для бизнеса, который перегружен налогами и бюрократией, предприятия не могут позволить себе высоких зарплат и привлекательных условий для содержания профессионалов, как это могут сделать за рубежом.

  • 10. Инвестиционная привлекательность хорошая, но пока недостижимая цель.

В этом году, когда экономические показатели упали, в том числе и из-за пандемии, для Украины критически важно создать привлекательный инвестиционный климат для международных и украинских доноров, кредиторов и инвесторов.

Но главные условия для этого не наличие еще одного инвестиционного гайда или изменение брендинга, а прежде всего господство верховенства права и закона, честная конкуренция, гарантии защиты инвестиций, бизнеса и деловой репутации.

Бизнесу нужны не няни, а предсказуемость, стабильность, защищенность и нормальные условия для работы. Тогда и бизнес будет развиваться и расширяться, и экономика будет расти, и жизнь украинцев улучшаться.

The Page Logo
У вас есть интересная колонка для The Page?
Пишите нам: [email protected]

Warning icon Ошибка в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter

Редакция не несет ответственности за содержание материала и может не разделять мнение его автора

Комментарии

Все новости