Фото: marjanblan / unsplash
Международный валютный фонд 9 июня утвердил кредитную программу для Украины, которая рассчитана на 1,5 года. Первый транш по программе stand-by в размере $2,1 млрд должен поступить уже в ближайшее время.
Для того, чтобы получить эти средства, Украина приняла изменения в государственный бюджет на 2020 год, запустила рынок земли, а также проголосовала за банковский (или так называемый «антиколомойский») закон, несмотря на «поправочный спам».
А пока риск дефолта страны миновал, The Page разобралось в том, как МВФ кредитует государства, в каких случаях они могут обращаться за помощью, а также выяснило, с какими странами Фонд сотрудничал успешно, а с какими — претерпел неудачу.
В каких случаях страны могут обращаться за помощью к МВФ
Международный валютный фонд создали еще в 1945 году для того, чтобы помогать странам выходить из экономического кризиса. За 75 лет существования Фонда его функции (наблюдение за состоянием экономики, финансовая и техническая помощь странам) значительно развились.
Сейчас государства – члены МВФ (которых 189) могут обратиться в Фонд за денежной помощью в случае, если они столкнулись с фактическими или потенциальными трудностями в области платежного баланса. Организация помогает странам, которые стремятся пополнить свои международные резервы, стабилизировать валюты, иметь возможность продолжать оплачивать импорт и восстановить условия для активного экономического роста вместе с принятием мер по исправлению первоначальных проблем стран. Государства с низкими доходами могут также попросить Фонд о льготном финансировании. Однако МВФ не дает кредиты на развитие конкретных проектов.
Как работают программы помощи Фонда
Средства для стран МВФ обычно предоставляет в рамках «договоренности о кредитовании», в которой прописаны различные условия и рекомендации. Условия чаще всего состоят из двух частей: макроэкономическая стабилизация и экономические реформы. Под первой подразумевается взвешенная монетарная политика, переходные этапы с ограничениями, а также требования по бюджетному дефициту. Что касается второй части, то здесь речь идет о реформах, которые требуются для того, чтобы преодолеть структурные проблемы в развитии экономики.
После утверждения договоренности Фонд выделяет средства траншами в так называемых СДР (специальных правах заимствования). Это валюта Фонда, которая заложена на основе корзины из шести мировых валют. Выделение траншей зависит от выполнения странами условий программы для решения своих проблем. Эти условия страны ранее обязуются выполнить. В итоге часто государства не получают всю сумму оговоренного кредита, поскольку не выполняют все условия. Так часто было и с Украиной.
Положительные примеры сотрудничества стран с МВФ
Фонд начал достаточно активно кредитовать страны в начале 1980-х годов. Наиболее показательными примерами сотрудничества стран с МВФ, как для Украины, так и для других государств, является кредитование Восточной и Центральной Европы, где сотрудничество с Фондом давало множество положительных результатов.
Так, стоит вспомнить трансформацию Польши в начале 1990-х годов. Программа реформирования Польши под названием «Шоковая терапия» (переход от плановой экономики к рыночной) разрабатывалась совместно с МВФ. Уже к 1995 году реформы показали результат — ВВП вырос почти на 7% за год. Темпы инфляции также сокращались, хотя и медленнее. В 1995 году инфляция еще составляла 28%, но уже в 2003-м — 1,3%.
Среди положительных примеров часто называют и Турцию. В 2001-2008 годах страна сотрудничала с Фондом по двум длительным программам. Правительство успешно выполняло все требования, и как итог — реальный ВВП Турции за десять лет вырос на 75%.
В этом списке стоит упомянуть и Ирландию, чей финансовый сектор в 2008 году пострадал от мирового кризиса. Тогда МВФ выделил стране $22,5 млрд. Деньги были выделены на сокращение внешнего долга и на оздоровление банковской системы, отмечает в колонке liga.net журналист и сооснователь партии «Демократична Сокира» Виктор Трегубов. По его словам, Ирландия также навела порядок с закладными и залогами по недвижимости, ввела более жесткие и четкие критерии признания неплатежеспособности юрлиц, ужесточила требования к кредитным портфелям банков.
Страна также ввела налог на недвижимость и сделала фискальные органы более независимыми от центральной власти в плане установления показателей и ставок, а также начала реформу образования и прочее. Таким образом, уже в 2018 году она выплатила МВФ последнюю часть долга.
Негативные примеры сотрудничества стран с МВФ
Что касается негативных примеров сотрудничества Фонда со странами, то чаще всего эти программы «проваливались» в Латинской Америке – в Аргентине, Мексике и Боливии.
Аргентину МВФ начал активно кредитовать еще в начале 1990-х годов (с момента вступления — 21 договоренность). За это время страна множество раз пережила дефолт (последний раз это случилось в мае 2020-го) и кризис.
В 1990-х годах страна начала погашать свои прежние долги за счет новых, которые брала под более высокие проценты. Аргентина брала кредиты также для того, чтобы покрыть дефицит бюджета. В конце десятилетия государственный долг страны вырос до $132 млрд, что привело к значительным затратам на его обслуживание. В 2001 году стороны договорились о дополнительном кредите, и Фонд предоставил Аргентине транш в размере $8 млрд. Однако сразу после этого МВФ изменил свою позицию и отказался предоставлять стране следующий. Это и привело ее к очередному дефолту и тяжелому экономическому кризису. Страна начала «приходить в себя» через несколько лет, однако уже в 2014-м снова оказалась в техническом дефолте, поскольку должна была выплачивать старые кредиты.
Сам же МВФ сейчас называет долговую нагрузку Аргентины «неприемлемой». Общий долг страны по состоянию на конец 2019 года составил около $323 млрд грн.
Еще одним негативным примером является Шри-Ланка. За последние 50 лет страна заключила с Фондом около 20 программ, при этом постоянно была в ситуации финансовой нестабильности. Но, по словам исполнительного директора «Центра экономической стратегии» Глеба Вышлинского, МВФ в этом не виноват.
«Успешность программ Фонда зависит от внутренней политической ситуации, этапов развития демократии и конкретного лидерства в стране. Коллеги из Шри-Ланки объясняли: причина их неудач – в системной традиции популистской бюджетной политики. То есть страна тратит больше, чем зарабатывает, что непременно ведет к финансовым кризисам», — рассказал Вышлинский изданию hromadske.ua.