Facebook Pixel

Как наркокартель проник в крупнейшую в мире судоходную компанию – Bloomberg

Контрабанда наркотиков и компания Mediterranean Shipping Co.

Контрабанда наркотиков и компания Mediterranean Shipping Co.

Летом 2019 года Клаудио Боззо, главный операционный директор судоходной компании Mediterranean Shipping Co. (MSC), прилетел из Женевы в Вашингтон для встречи с представителями таможенной и пограничной служб США. Его послал владелец MSC, старающийся всегда держаться в тени 82-летний миллиардер Джанлуиджи Апонте, чтобы не дать разгореться кризису.

Об этом говорится статье, подготовленной по результатам расследования, проведенного агентством Bloomberg.

1

Контрабанда наркотиков на 1 млрд долларов

Несколькими месяцами ранее около 100 агентов поднялись на борт контейнеровоза Gayane («Гаяне»), одного из кораблей MSC, когда он сделал краткую остановку в порту Филадельфии на пути в Роттердам. В контейнерах с вином и орехами агенты обнаружили почти 20 тонн кокаина на сумму 1 млрд долларов. Последующее расследование показало, что более трети экипажа помогали загружать кокаин с катеров в ночное время, когда судно шло вдоль побережья Южной Америки. Это был крупнейший морской арест наркоторговцев в американской истории.

На встрече с правоохранителями США Боззо заверял, что действия экипажа «Гаяне» стали неожиданностью для компании. Но есть основания для сомнений в этом.

Расследование Bloomberg

Расследование Bloomberg

Как показало расследование Bloomberg, за несколько лет до того, как «Гаяне» было задержано, правоохранительные органы ряда стран уже следили за судами и экипажами MSC. Власти США не только отслеживали «Гаяне» задолго до того, как оно вошло в американские воды, но они также ранее задержали и обыскали несколько других судов MSC. Используя улики, собранные во время этих абордажей, а также разведданные, собранные в Восточной Европе, они установили, что за крупными поставками кокаина стоит могущественный Балканский картель. Власти США и Европы также пришли к выводу, что синдикат, контролирующий более половины кокаина, поступающего в Европу, более десяти лет проникал в MSC, используя ее персонал и суда для контрабанды кокаина.

2

Чем судоходные компании привлекают наркоторговцев

Каждая судоходная компания, курсирующая из Южной Америки в Европу, рискует стать объектом интереса торговцев кокаином. MSC для них стала стала уникально привлекательной целью. Она доминирует на маршрутах, по которым перевозят свежие фрукты и овощи из Южной Америки в Северную Европу. MSC также крупнейший в мире работодатель для моряков из Черногории, родины Балканского картеля. За несколько лет до захвата «Гаяне» официальные лица европейской полиции предупредили MSC, что в ее экипажи проникли наркоторговцы. Но шаги, предпринятые руководителями компании для устранения проблемы, оказались недостаточными.

Американская прокуратура не утверждает, что руководство MSC было замешано в транспортировке наркотиков, пока речь идет о нарушениях в протоколах найма и безопасности компании. Следователи в США и Европе постоянно возвращаются к центральному вопросу: почему преступные организации так долго могли контролировать ключевые операции на борту некоторых судов компании?

Судоходные компании редко подвергаюется серьезным штрафам за наркотики, обнаруженные на борту их судов. Несмотря на то, что к таким компаниям предъявляются международные требования безопасности, у таможенных и правоохранительных органов мало полномочий для привлечения их к ответственности. Отчасти поэтому отрасль судоходства все больше запутывается в незаконном обороте наркотиков.

3

Что представляет собой компания MSC

Несмотря на название, Mediterranean Shipping Co. базируется вдали от морских брызг, в тихом районе Женевы. Это одна из немногих крупных судоходных компаний, чьи акции не торгуются на бирже. Она управляет круизной MSC Cruises, которая публикует финансовые результаты, но ее грузовой бизнес не раскрывает их. Апонте также владеет сотнями связанных компаний, которые контролируют паромных операторов, производителей скоростных катеров, грузовые терминалы и даже частный остров на Багамах.

Джанлуиджи Апонте является председателем MSC Group. Его сын – президент, дочь – финансовый директор. Семья любит говорить, что в их жилах течет морская вода, ссылаясь на товаросопроводительные документы 17-го века, в которых указана их фамилия.

Семья Апонте, владельцы MSC: отец Джанлуиджи, сын Диего и дочь Алекса

Семья Апонте, владельцы MSC: отец Джанлуиджи, сын Диего и дочь Алекса

Апонте родился в итальянском городке на берегу Неаполитанского залива. Его семья перевозила товары и пассажиров по его водам. Он также стал моряком, выучившись на капитана корабля. В одном из рейсов он познакомился со своей будущей женой, дочерью швейцарского банкира.

В 1970 году Апонте купил старый немецкий балкер и основал MSC. Когда он вошел в бизнес, в судоходстве доминировали компании, такие как Maersk и Hapag-Lloyd, чья история восходит к 1800-м годам. Он занял свою нишу, выбрав маршруты с недостаточным обслуживанием. Он также разработал свою бизнес-модель, скупая старые контейнеровозы, ремонтируя их и отправляя обратно в море. MSC сделала упор на цену, а не на скорость доставки. В отрасли тогда шутили, что MSC – это аббревиатура от фразы «может быть, корабль придет».

Эта стратегия позволила ему расширить компанию почти полностью органически, а не за счет приобретений, как это делали большинство его соперников.

4

Как наркомафия проникала в судоходные компании

Ночью 30 мая 2010 года судно MSC Oriane шло через Ла-Манш в Антверпен. К нему приблизилось Galwad-Y-Mor, суденышко для ловли омаров. По утверждению британской прокуратуры, при приближении Galwad экипаж Oriane выбросил за борт 11 водонепроницаемых мешков, содержащих 255 кг кокаина на сумму около 80 млн долларов. Моряки Galwad подобрали их и затопили в близлежащем заливе, привязав к бую, чтобы позже их забрали торговцы наркотиками.

Этот случай дал начало масштабному европейскому расследованию проникновения организованной преступности в судоходные компании. В Испании, Бельгии и Нидерландах были выявлены операции, в ходе которых кокаин перевозился через Атлантику на контейнеровозах, принадлежащих различным компаниям, а затем перегружался на более мелкие суда до прибытия большого корабля в порт. Эти маневры означали, что на борту контейнеровозов у наркоторговцев были сообщники из членов экипажей.

Власти Великобритании передали дело в Европол, который координирует трансграничные уголовные расследования. Быстро выяснилось, что хотя использовалось несколько крупных компаний, наиболее часто упоминалось одно название: MSC.

5

Что такое Балканский картель

Эта организация – быстро растущая сила в международной торговле кокаином. Картель представляет собой объединение банд из пяти стран, связанных сербско-хорватским языком. Многие начинали как частные военные группы во время Балканской войны 1990-х годов, а затем переключились на незаконный оборот оружия и сигарет, угон автомобилей и отмывание денег. В их рядах есть бывшие полицейские и оперативники разведки.

Кокаин, найденный на борту Gayane. Фото Стив Сапп

Кокаин, найденный на борту Gayane. Фото Стив Сапп

Банды сотрудничают, но также и соревнуются. В начале 2000-х они начали сшивать логистическую сеть, протянувшуюся через Атлантику. В Южной Америке наладили сотрудничество с производителями кокаина, вплоть до отдельных лабораторий глубоко в джунглях. В Европе построили оптовую торговую сеть.

В первое время они приобретали собственные корабли, но потом нашли то, что сотрудники правоохранительных органов называют их основным конкурентным преимуществом, – балканских моряков, которых они вербуют и засылают нужные им суда.

6

Как полиция выслеживала морских наркоторговцев

В 2014 году испанская полиция начала отслеживать банду черногорских и сербских наркоторговцев, которые организовывали перевозки кокаина через Атлантику на кораблях MSC и сбрасывали его у побережья Европы. Судебные протоколы подробно описывают, как они контролировали «огромный флот моряков на кораблях MSC». В отчете полицейского управления Черногории в 2015 году, говорится, что основным способом контрабанды кокаина для балканских организованных преступных группировок остаются «контейнеровозы компании MSC, курсирующие по линии Южная Америка – Западная Европа».

В 2016 году к руководству MSC обратились правоохранители. Они предоставили некоторые детали, собранные в ходе расследований, и потребовали внести изменения в систему набора моряков и контроля их работы. Компания прислушалась, схемы со сбросом наркотиков в море стали реже использоваться. Но контрабандисты становились все более изощренными.

В материале Bloomberg подробно рассказывается, как выстраивалась современная схема контрабанды наркотиков из Южной Америки в Европу на борту контейнеровозов, как полиция пыталась ее обнаружить, что предшествовало аресту «Гаяне» и как наркотики на его борту нашли в Филадельфии. Приведем некоторые фрагменты:

  • одному из моряков наркоторговцы предложили выбор: согласиться выполнять их приказы, либо рискнуть безопасностью своей и семьи. Если он согласится, ему за рейс заплатят 50 000 долларов, почти годовую зарплату;
  • наркотики на борт контейнеровоза перегружали с катеров в море, ночью, пока судно шло вдоль западных берегов Южной Америки. При оно не снижало скорость, чтобы не вызывать подозрений;
  • полицейские прослушивали телефонные разговоры экипажей подозреваемых судов, засылали на борт агентов под прикрытием и вербовали информаторов;
  • кокаин поднимали на борт контейнеровоза с помощью небольших кранов. Пакеты прятали в заранее выбранные контейнеры, о которых экипаж знал, что в них есть пустое место, и что они привлекут меньше внимания таможенников в порту. Вскрытые контейнеры потом запечатывали фальшивыми пломбами MSC. Иногда приходилось использовать сварочные утюги и краску, чтобы замаскировать повреждения;
  • в транспортировке наркотиков были задействованы 8 из 22 членов экипажа «Гаяне», возглавлял группу старший помощник капитана – второй человек на корабле. Все они в конечном итоге признали себя виновными и были приговорены к тюремному заключению;
  • в Филадельфии знали, что на «Гаяне» есть наркотики, но не знали, где они спрятаны. Сначала взяли мазки с рук экипажа на наличие следов наркотика. Несколько тестов оказались положительными. Потом было решено разгрузить корабль и осмотреть каждый из 4000 контейнеров. За неделю работы обнаружили семь контейнеров с кокаином;
  • после завершения следственных действий, почти через месяц после задержания, «Гаяне» было выпущено из Филадельфии. MSC заплатила властям порта 10 млн долларов, внесла залог в 40 млн долларов и дала обещание, что будет сотрудничать в любом расследовании.
  • чтобы избежать уплаты больших штрафов, MSC пытается доказать, что кокаин не мог быть загружен на ее суда в море, поэтому она в этом деле является «невиновным владельцем». Однако эти утверждения противоречат фактам, уже установленным в суде в рамках признания вины экипажем и вынесения приговора.
7

В каких реформах нуждается отрасль судоходства

Дело «Гаяне» может стать переломным для отрасли судоходства. Один из следователей сравнивает ситуацию с той, с которой банки столкнулись два десятилетия назад, когда правила во многих странах заставляли их лучше отслеживать преступную деятельность клиентов и придерживаться строгих стандартов соответствия. Это было глубокое изменение, которое стоило банкам миллиарды долларов.

Gayane в порту Филадельфии в 2019 году. Фото Мэтт Рурк

Gayane в порту Филадельфии в 2019 году. Фото Мэтт Рурк

Bloomberg отмечает, что судоходным компаниям именно сейчас лучше всего потратить больше денег на борьбу с контрабандой на борту своих судов. Спрос на потребительские товары восстановился после краха пандемии, цены на грузоперевозки выросли, компании получили непредвиденную огромную прибыль. По данным Drewry Shipping Consultants, в 2021 году они получили 217 млрд долларов и в этом году собираются заработать 275 млрд долларов. Согласно индексу миллиардеров Bloomberg, личное состояние Джанлуиджи Апонте увеличилось более чем вдвое, до 19 млрд долларов. MSC купила 128 бывших в употреблении контейнеровозов в 2020 и 2021 годах, увеличив свой флот до 645 судов и отобрав у Maersk звание ведущей судоходной компании.