Украинское информпространство всколыхнула новость о том, что Беларусь приостановит поставки бензина марки А-95, поскольку «Белорусская нефтяная компания» до сих пор не подтвердила их на июнь для украинских заказчиков. Этот бензин занимает около 50% украинского рынка, поэтому украинцы начали беспокоиться о возможном дефиците топлива и его подорожании в стране. разбиралось, стоит ли этого опасаться и кому от такого решения на самом деле хуже.
Остановка поставок бензина из Беларуси: причины
Причины приостановки поставок бензина А-95 на данный момент точно неизвестны. Однако заместитель министра экономики Тарас Качка на своей странице в Facebook написал, что это связано с технологическими процессами на предприятиях белорусского производителя и долгосрочных последствий для импорта бензина из Беларуси ожидать не стоит.
«Политика по диверсификации поставок будет усилена. А пока не поддавайтесь панике», — написал он.
С тем, что такая ситуация связана с технологическими процессами, а не с политическими (речь идет о принудительной посадке самолета Ryanair в Минске и задержании белорусского журналиста Романа Протасевича), согласен и аналитик консалтинговой компании UPECO Александр Сиренко. По его словам, две эти ситуации связывать не стоит. В комментарии он заявил, что логического объяснения такой ситуации нет, так как Беларусь имеет запасы бензина этой марки. То, что это, вероятнее всего, технологическая, а не политическая проблема, подтвердил и аналитик консалтинговой группы «А-95» Артем Куюн.
Дефицит и подорожание бензина в Украине из-за остановки поставок А-95
В консалтинговой группе «А-95» считают, что в случае прекращения поставок бензина А-95 из Беларуси на рынке может образоваться дефицит, поскольку среднемесячные поставки этой марки в 2021 году составили 55 тыс. тонн, или около 50% рынка, пишет отраслевое издание encorr.
«Нехватка 50% поставок не может пройти для рынка бесследно. Частично ее можно перекрыть за счет Литвы, но маловероятно, что завод сможет поставить больше 10 — 15 тыс. тонн. Можно импортировать по морю, но таких поставок давно никто не делал, и техническая возможность их оперативно принять и выгрузить неизвестна», – заявил директор «А-95» Сергей Куюн.
В то же время топ-менеджер одной из крупных сетей АЗС заявил Liga.net, что цены на бензин в июне потенциально могут вырасти на одну грн только за счет логистики и наценки оптовых поставщиков, добавив, что «такого никогда не было».
Однако аналитики, опрошенные , настроены более оптимистично. Так, по словам Артема Куюна, «ничего страшного не произойдет».
«Я призываю вообще эту панику не плодить — ничего страшного не произойдет. Во-первых, А-95 не единственный бензин, остается А-92. Это, конечно, плохо для страны в плане того, что кто-то может не искать альтернативные источники, а сделать из 92-го 95-й. Но даже если брать все по-честному, то можно будет заместить эти объемы из других стран или морским транспортом. Поэтому я думаю, что все будет нормально, никакого кризиса не будет. К тому же есть запасы на рынке и понимание того, откуда брать бензин, кроме Беларуси».

Артем Куюн
аналитик Консалтинговой группы «А-95»
Что касается стоимости, то Артем Куюн отмечает, что она, скорее всего, будет такой, какую установит Кабмин, так как сейчас на А-95 действует госрегулирование, поэтому выше цена точно не будет. По его словам, она будет зависеть от котировок Северо-Западной Европы, которые не зависят от белорусских поставщиков.
Согласен с аналитиком и Сиренко. Он говорит, что недостающий объем поставок готовы возместить украинские производители путем наращивания производства в июне. А что касается цены, то, по его словам, причин для увеличения стоимости ресурсов нет.
«Цена поменяется только в оптовом сегменте, но я не уверен, что конечный потребитель заметит какое-то движение», — говорит он.
Чем грозит Беларуси приостановка поставок бензина
Эксперты сошлись во мнении, что приостановка поставок бензина в Украину плохо повлияет как на «Белорусскую нефтяную компанию», так и на саму страну. Так, Сергей Куюн назвал это решение «худшим, которое могли принять белорусы в текущей ситуации», поскольку за их продуктом стоит 50% рынка.
Артем Куюн говорит, что каждый такой сбой заставляет украинских трейдеров искать пути диверсификации поставок, и со временем они будут становиться шире, а необходимость в белорусском бензине будет отпадать все больше.
«Белорусская сторона потеряет, поскольку Украина для них премиальный рынок, мы хорошо платим. В результате они потеряют часть рынка. Думаю, что после ремонта [Мозырского нефтеперерабатывающего завода — ] они продолжат отгрузки, но это плохой сигнал. Следует ожидать, что при заключении долгосрочных контрактов на 2022 год украинские трейдеры вспомнят горячий июнь и сократят объемы, потому что нет смысла подписывать договоры со стороной, которая их не выполняет. В данном случае выигрывает украинский производитель, поскольку ситуация выровняется именно в его пользу», — резюмировал в свою очередь Сиренко.