Facebook Pixel

Остановка поставок белорусского бензина: что будет с ценами в Украине

Украинское информпространство всколыхнула новость о том, что Беларусь приостановит поставки бензина марки А-95, поскольку «Белорусская нефтяная компания» до сих пор не подтвердила их на июнь для украинских заказчиков. Этот бензин занимает около 50% украинского рынка, поэтому украинцы начали беспокоиться о возможном дефиците топлива и его подорожании в стране. The Page разбиралось, стоит ли этого опасаться и кому от такого решения на самом деле хуже.

Остановка поставок бензина из Беларуси: причины

Причины приостановки поставок бензина А-95 на данный момент точно неизвестны. Однако заместитель министра экономики Тарас Качка на своей странице в Facebook написал, что это связано с технологическими процессами на предприятиях белорусского производителя и долгосрочных последствий для импорта бензина из Беларуси ожидать не стоит.

Quote«Политика по диверсификации поставок будет усилена. А пока не поддавайтесь панике», — написал он.

С тем, что такая ситуация связана с технологическими процессами, а не с политическими (речь идет о принудительной посадке самолета Ryanair в Минске и задержании белорусского журналиста Романа Протасевича), согласен и аналитик консалтинговой компании UPECO Александр Сиренко. По его словам, две эти ситуации связывать не стоит. В комментарии The Page он заявил, что логического объяснения такой ситуации нет, так как Беларусь имеет запасы бензина этой марки. То, что это, вероятнее всего, технологическая, а не политическая проблема, подтвердил и аналитик консалтинговой группы «А-95» Артем Куюн.

Дефицит и подорожание бензина в Украине из-за остановки поставок А-95

В консалтинговой группе «А-95» считают, что в случае прекращения поставок бензина А-95 из Беларуси на рынке может образоваться дефицит, поскольку среднемесячные поставки этой марки в 2021 году составили 55 тыс. тонн, или около 50% рынка, пишет отраслевое издание encorr.

Quote«Нехватка 50% поставок не может пройти для рынка бесследно. Частично ее можно перекрыть за счет Литвы, но маловероятно, что завод сможет поставить больше 10 — 15 тыс. тонн. Можно импортировать по морю, но таких поставок давно никто не делал, и техническая возможность их оперативно принять и выгрузить неизвестна», – заявил директор «А-95» Сергей Куюн.

В то же время топ-менеджер одной из крупных сетей АЗС заявил Liga.net, что цены на бензин в июне потенциально могут вырасти на одну грн только за счет логистики и наценки оптовых поставщиков, добавив, что «такого никогда не было».

Однако аналитики, опрошенные The Page, настроены более оптимистично. Так, по словам Артема Куюна, «ничего страшного не произойдет».

«Я призываю вообще эту панику не плодить — ничего страшного не произойдет. Во-первых, А-95 не единственный бензин, остается А-92. Это, конечно, плохо для страны в плане того, что кто-то может не искать альтернативные источники, а сделать из 92-го 95-й. Но даже если брать все по-честному, то можно будет заместить эти объемы из других стран или морским транспортом. Поэтому я думаю, что все будет нормально, никакого кризиса не будет. К тому же есть запасы на рынке и понимание того, откуда брать бензин, кроме Беларуси».

Артем Куюн

Артем Куюн

аналитик Консалтинговой группы «А-95»

Что касается стоимости, то Артем Куюн отмечает, что она, скорее всего, будет такой, какую установит Кабмин, так как сейчас на А-95 действует госрегулирование, поэтому выше цена точно не будет. По его словам, она будет зависеть от котировок Северо-Западной Европы, которые не зависят от белорусских поставщиков.

Согласен с аналитиком и Сиренко. Он говорит, что недостающий объем поставок готовы возместить украинские производители путем наращивания производства в июне. А что касается цены, то, по его словам, причин для увеличения стоимости ресурсов нет.

Quote«Цена поменяется только в оптовом сегменте, но я не уверен, что конечный потребитель заметит какое-то движение», — говорит он.

Чем грозит Беларуси приостановка поставок бензина

Эксперты сошлись во мнении, что приостановка поставок бензина в Украину плохо повлияет как на «Белорусскую нефтяную компанию», так и на саму страну. Так, Сергей Куюн назвал это решение «худшим, которое могли принять белорусы в текущей ситуации», поскольку за их продуктом стоит 50% рынка.

Артем Куюн говорит, что каждый такой сбой заставляет украинских трейдеров искать пути диверсификации поставок, и со временем они будут становиться шире, а необходимость в белорусском бензине будет отпадать все больше.

«Белорусская сторона потеряет, поскольку Украина для них премиальный рынок, мы хорошо платим. В результате они потеряют часть рынка. Думаю, что после ремонта [Мозырского нефтеперерабатывающего завода — The Page] они продолжат отгрузки, но это плохой сигнал. Следует ожидать, что при заключении долгосрочных контрактов на 2022 год украинские трейдеры вспомнят горячий июнь и сократят объемы, потому что нет смысла подписывать договоры со стороной, которая их не выполняет. В данном случае выигрывает украинский производитель, поскольку ситуация выровняется именно в его пользу», — резюмировал в свою очередь Сиренко.

Поблагодарить 🎉