Правительство ввело государственное регулирование цен на бензин и дизельное топливо с 15 мая. Соответствующие изменения в постановление № 1236 от 9 декабря 2020 года были приняты на заседании Кабинета министров в пятницу. Документ определяет максимальные уровни торговой наценки: 7 грн/литр для дизельного топлива и 5 грн/литр для бензинов марок А-92 и А-95.
Введение предельных торговых надбавок на топливо — вынужденная временная мера на период карантина, пояснил министр развития экономки Игорь Петрашко.
По его словам, такое решение стало ответом на необоснованный рост цен на топливо в розничных сетях.
Кабмин считает, что такое решение защитит простых потребителей и сделает невозможной манипуляцию ценами, а также стабилизирует рынок розничной торговли горючим и введет прозрачный механизм ценообразования.
В то же время участники рынка придерживаются противоположной позиции. Как сообщили в Нефтегазовой ассоциации Украины, принятая инициатива уничтожит конкуренцию на украинском рынке нефтепродуктов.
«Механизмы применения предельных торговых надбавок на нефтепродукты фактически ставят всех операторов рынка в единый ценовой коридор. Операторы вынуждены будут применять максимальную наценку и поддерживать одинаковый уровень цен, что существенно ограничит уровень конкуренции на рынке», — отмечается в письме Ассоциации на имя премьер-министра Дениса Шмыгаля.
По мнению аналитика консалтинговой компании UPECO Александра Сиренко, сейчас у топливных ритейлеров не самая высокая маржа.
«Я бы приветствовал двумя руками это решение ровно год назад. Тогда наценка на бензине и дизтопливе достигала более 30% и была в районе 10 грн/литр. Была ситуация, когда оптовые цены обрушились, а розничные практически не шелохнулись. Сейчас, к сожалению, похвастаться таким мы не можем. Маржа на бензине сейчас вообще практически исчезает».

Александр Сиренко
аналитик консалтинговой компании UPECO
Государственное регулирование цен на нефтепродукты может спровоцировать увеличение доли теневого бизнеса, считает директор «Консалтинговой группы А-95» Сергей Куюн.
«Это популизм. У власти какой-то фетиш круглых цифр. Зимой пытались загнать газ под 7 грн, теперь бензин под 30. Я не вижу никакого рыночного смысла в этом. Потребитель не ощутит никаких изменений, поскольку он сегодня покупает по тем ценам, которые установило Минэкономики. Но рынок из-за ограничений будет искать возможность дополнительного или упущенного заработка. А из вариантов остается только неуплата налогов, у кого на сколько хватит смелости. Это толкает бизнес в тень, который и так сидит там по уши. Сейчас туда могут войти те, кто до последнего не решался это сделать».

Сергей Куюн
директор в «Консалтинговой группе А-95»
Кроме того, не исключена ситуация существенного снижения маржи АЗС, ведь многие станции покупают топливо оптом на внутреннем рынке, говорит эксперт.
По его словам, расчет предельных цен привязан к внешнему рынку (мировым котировкам). Из-за снижения поставок из Беларуси и РФ в мае в Украине может возникнуть дефицит, при котором будет расти внутренняя закупочная цена.
«Мы получим ситуацию, когда внутренний рынок будет расти из-за дефицита, а верхняя цена будет ограничена постановлением Кабмина. В такой ситуации маржи у заправок не будет совсем. Это станет серьезным ударом по небольшим АЗС», — добавляет Куюн.
Контекст. 11 мая Кабинет министров обнародовал постановление об обязательном декларировании изменения розничных цен на бензин и дизельное топливо в случае увеличения розничной цены товара на 1% и более в сравнении с ценой на момент декларирования за 20 дней до начала применения новой цены.