В Украине продолжается рост цен на нефтепродукты. За последние две недели бензин марки А-95 подорожал на 5% — 2 февраля средняя розничная цена литра составила 26,6 грн. Средняя цена дизельного топлива повысилась на 5,1% и составила 25,99 грн/литр. Об этом свидетельствуют данные ценового мониторинга «Консалтинговой группы А-95».
Одна из основных причин повышения цен на нефтепродукты – рост котировок мировых цен на нефть.
На ценообразование в украинском розничном секторе влияют несколько факторов: мировые цены на нефть, курс доллара и цены внешнего рынка, поскольку Украина — импортозависимое государство. В последнее время мы видим значительный рост мировых цен на нефть, что привело к повышению оптовых цен.
Леонид Косянчук
Генеральный директор SunOil
Розничный рынок на повышение цен реагирует не синхронно. Как рассказал директор «Консалтинговой группы «А-95» Сергей Куюн, оптовые цены выросли на 4 грн за литр, тогда как цена литра на стеле увеличилась максимум на 2 грн. По мнению эксперта, это является результатом недобросовестной конкуренции.
Сейчас на украинском рынке масса фальсификата с нелегальных мини-НПЗ, производители которого не платят акциз. Кроме того, мы видим развитие схем по уклонению от уплаты НДС, злоупотребления с акцизными накладными. В результате у нас на рынке появилась масса ресурса, который намного дешевле заводского.
Сергей Куюн
директор в «Консалтинговой группе А-95»
В то же время, по мнению аналитика нефтерынка Александра Сиренко, не произошло ничего сверхъестественного, кроме неожиданно высоких котировок на нефть и нефтепродукты в Европе.
Дальнейшего повышения цен в ближайшее время не будет, несмотря на то что предпосылки для этого есть, считает Леонид Косянчук.
По прогнозам Александра Сиренко, в ближайшее время цены на бензин и дизель должны стабилизироваться, поскольку плюс две гривны за две недели — это резко. В то же время если мировые цены продолжат рост, то и стоимость топлива на заправках будет расти.
«Мы не производим в Украине столько топлива, чтобы удовлетворить внутренний спрос и не зависеть от внешних факторов. У нас 80% импорта дизеля и 50% импорта бензина. Мы очень привязаны к внешним факторам», — поясняет он.
Кроме того, отдельного внимания заслуживает второй индекс – национальная валюта. Все импортное топливо покупается за валюту. Чтобы сделать закупку, гривну нужно обменять по высокому курсу, закупиться, все это растаможить, заплатить налоги и перевести все обратно в гривну. Таким образом, растет себестоимость этого продукта на заправке. Сетям АЗС приходится поднимать цены, чтобы работать дальше.
Те котировки, на которые ориентируется украинский рынок, высоко держатся уже два месяца, несмотря на локдаун и снижение потребления. Такое ощущение, что у нефти нет карантина. Сети АЗС были вынуждены поднять цены даже с небольшим опозданием. Это можно было сделать раньше и более плавно, добавляя не по 1 грн за неделю, а по 30-50 копеек.
Александр Сиренко
аналитик консалтинговой компании UPECO