Рынок электронной коммерции в 2020 году: исследование Soul Partners, Baker Tilly и Aequo. Фото: pixabay
Рынок электронной коммерции в Украине в 2020 году вырос на 41% и достиг $4 млрд. В целом объем е-коммерции составляет 8,8% от общего объема торговли в стране. За последние пять лет рынок электронной коммерции вырос втрое.
По прогнозам, рынок должен вырасти вдвое в течение следующих пяти лет. Об этом говорится в исследовании Soul Partners, «Baker Tilly Украина» и Aequo при поддержке Программы USAID «Конкурентоспособная экономика Украины».
Объем электронного экспорта в 2020 году составил около $450 млн. Крупнейшим импортером украинских товаров стали США с долей 33% от общего украинского электронного экспорта.
Крупнейшими по объему и развитыми секторами в 2020 году были одежда и электроника. Объем электронной коммерции в Украине вырос до $291 млн в 2020 году, с 2016-го он рос в среднем на 26% ежегодно.
Доля е-коммерции в розничной торговле одеждой в 2020 году составила 6,8%, а средний чек — $24–31.
В то же время объем рынка электронной коммерции продуктов питания в 2020 году составил $150 млн. Лекарства и продукты питания являются относительно новыми категориями и имеют наибольший потенциал роста.
Крупнейшими маркетплейсами в Украине являются:
- Rozetka;
- Prom;
- Allo;
- Bigl;
- Epicentr.
Такие компании зарабатывают на комиссии с продаж. В 2020 году 63% украинских онлайн-покупателей предпочитали делать покупки через маркетплейсы.
Остальные 37% совершают покупки в специализированных онлайн-магазинах товаров для дома, косметики, одежды, игрушек для детей.
Основными трендами на украинском рынке стали:
- переход от онлайн-магазина к маркетплейсу;
- прямая доставка;
- создание дополнительных услуг, в частности собственных логистических операторов и платежных систем.
Так, за последние пять лет ключевые игроки рынка трансформировались из специализированных онлайн-магазинов в универсальные маркетплейсы.
Однако в сравнении с соседними странами Украина имеет самый низкий уровень затрат одного человека на электронную коммерцию — $104 в год. С другой стороны, украинский рынок электронной коммерции имел самый высокий темп роста в Центральной и Восточной Европе — 41%.