Facebook Pixel
IT
IT

Без права на ошибку, без перерыва на туалет: какие условия работы стоят за успехом Amazon

Работа под постоянным наблюдением, с меняющимися условиями, отсутствием времени на посещение туалета и автоматическое увольнение – вот только некоторые условия работы сотрудников гиганта электронной коммерции, компании Amazon.

Ее рекордные финансовые показатели, которые фирма установила во время пандемии, достигаются за счет нечеловеческих условий труда. В этом материале мы продолжим рассказывать о том, каково это – работать в больших технологических компаниях не на должности инженеров-разработчиков, а на других работах, менее престижных и более выматывающих.

Недавно мы рассказывали о работе модераторов социальной сети Facebook.

Covid-победитель: коронавирус как драйвер роста для Amazon

Коронавирусные ограничения и локдауны, которые время от времени вводились в разных странах мира, стали настоящим толчком для роста цифрового ритейла в целом и компании Amazon в частности.

Многие BigTech-гиганты в начале 2021 года показали рекордные финансовые результаты, увеличив свою прибыль и выручку. В частности, Facebook, Apple, Amazon, Alphabet и Microsoft в сумме повысили выручку на 41%. Только компания Amazon второй квартал подряд сообщила о превышении показателя ее выручки в $100 млрд. В Amazon уверены, что будущие кварталы будут не менее успешными. Многие люди в мире стали чаще делать заказы онлайн и не планируют отказываться от этой практики и после того, как коронавирусные ограничения будут отменены.

Эти успехи прямо отразились на стоимости акций цифрового ритейлера. Если в начале 2020 года одна акция Amazon стоила от $1,8 до $2 тыс., то к июню 2021 года ценные бумаги фирмы подорожали почти до $3,5 тыс. Соответственно капитализация компании за время пандемии увеличилась практически в два раза.

Растущий интерес к онлайн-торговле прямо отразился на увеличении численности персонала компании. В марте 2020 года Amazon начала кампанию по увеличению числа сотрудников в условиях роста спроса на онлайн-покупки. Компания дала несколько объявлений о найме сотрудников, сообщая о поиске от 10 тыс. до 100 тыс. специалистов разных направлений – от инженеров до водителей.

Так, только в третьем квартале 2020 года Amazon наняла свыше 250 тыс. человек, благодаря чему количество сотрудников, которые трудятся на благо e-commerce-гиганта, превысило 1 млн. Тогда же фирма наняла более 100 тыс. человек только в США и Канаде из-за того, что она не справлялась с обработкой заказов.

Почему все чаще звучат призывы бойкотировать Amazon Prime Day

Компания Amazon давно известна своими нечеловеческими условиями труда. Пандемия только усилила требования к сотрудникам компании, часто являющиеся нереалистичными для обычного человека. Именно по этой причине еще в марте этого года появились призывы бойкотировать Amazon Prime Day — своеобразную Черную пятницу для пользователей сервиса Amazon Prime, в ходе которой они могут делать покупки на этом сайте с огромными скидками.

К призыву бойкотировать Prime Day, впервые появившемуся на онлайн-площадке для профсоюзов, присоединились и некоторые политики. В частности, мэр Нью-Йорка Билл де Блазио назвал этот день идеальным, чтобы не делать покупки на Amazon, порекомендовав «делать покупки в своем городе, поддерживая малый бизнес».

Сенатор Элизабет Уоррен напомнила, что этот день – один из самых опасных для складских рабочих Amazon с точки зрения травматизма, а компания не признает связи между ее требованиями «продуктивности» и травмами. Истории об ужасах работы в Amazon в последние несколько лет время от времени появляются в прессе. Но несмотря на эти публикации в Amazon ничего не меняется.

Еще в 2019 году сотрудники складов описали, во что им обходится работа в праздничные дни и периоды распродаж. Среди обычных явлений – обязательная сверхурочная работа в виде 10-часовых смен, а иногда и больше, что в сумме составляет более 60 часов в неделю, отказ от отпусков, постоянный травматизм, связанный с перенапряжением, что становится прямым следствием большого числа заказов и ограниченного времени, которое сотрудник может потратить на оформление одного заказа.

В 2018 году журналисты The Guardian рассказали, что склады компании вошли в список Dirty Dozen Национального совета по охране труда – перечень наиболее опасных для работы мест в США. Описывая условия работы, журналисты рассказывают истории сотрудников, получивших травмы на складах и в производственных помещениях. Многие из этих людей не только не получили компенсацию для лечения, но и были уволены и даже лишились жилья, ибо лечение и восстановление после травм обошлось им очень дорого.

Нанять, чтобы уволить

В последние месяцы было несколько утечек документов, в которых описываются принципы взаимодействия компании с сотрудниками. В мае 2021 года появились документы о программе Amazon под названием hire to fire («наймите и увольте»). Она предусматривает наем сотрудников с целью последующего быстрого увольнения, чтобы поддерживать текучку кадров, точнее, выполнять одну из метрик, существующих для менеджеров, — количество уволенных людей, которое в компании называют «незапланированным уходом» (unregretted attrition).

Для увольнения сотрудников используют разные методы, среди которых – необходимость прохождения собственной программы повышения квалификации под названием Focus. В рамках этого обучения нужно выполнить определенное количество заданий, а тех, кто не справился, переводят на программу обучения Pivot, которая предлагает либо выполнить все требования обучения, либо уволиться с компенсацией.

Во втором случае такого сотрудника повторно в компанию уже не возьмут. Изучив более подробные условия этой программы, журналисты Business Insider уже в июне этого года рассказали, что условия программы Pivot настолько нереалистичны, что предусматривают постоянную многочасовую переработку и неадекватные сроки, равно как и расплывчатые формулировки самих задач.

Без права на туалет

Скандалы, связанные с условиями работы персонала в Amazon, буквально преследуют компанию в 2020 и 2021 годах. Один из наиболее известных произошел в марте 2021 года. Тогда один из сенаторов написал, что водители службы доставки компании не могут воспользоваться туалетами и вынуждены приспосабливать для этой цели пустые бутылки. И это при достаточно невысоком уровне заработка – всего $15 в час. На это в официальном аккаунте компании появился ответ в стиле «Если бы это было так, у нас не было бы сотрудников».

Однако эта публикация стала началом настоящего шторма в социальных сетях и медиа. Сотрудники компании подтверждали реалистичность такой ситуации, поясняя, что основная причина этого – необходимость получать большое количество заказов и доставлять 99% из них вовремя, что часто сложно физически, а иногда и невозможно.

Среди ответов – фотография инструкции для водителей, в которой четко упоминается о необходимости убирать после себя бутылки с мочой. Журналисты The Intercept проанализировали документы компании и тоже нашли не только упоминания о бутылках, но и запрет разглашать эти случаи. «Туалетные» истории, связанные с водителями службы доставки Amazon, начали появляться в медиа еще в 2018 году, а в 2020-2021 годах ситуация усугубилась еще сильнее из-за возросшего количества онлайн-заказов и увеличившихся норм для персонала.

Забота о персонале: версия Amazon

Компания время от времени публикует обещания решить проблемы с персоналом, о которых пишут медиа и говорят правозащитники, однако новости, связанные с работой в Amazon, не выглядят как попытка изменить ситуацию. Компания, скорее, пытается еще сильнее контролировать своих сотрудников. Если в 2020 году медиа писали об автоматических увольнениях электронной системой из-за невыполнения постоянно меняющихся норм и массовом использовании камер наблюдения, то уже в марте 2021 года компания потребовала от своих водителей и курьеров дать разрешение на сбор биометрических данных для последующего анализа, в частности, возможных «нарушений правил дорожного движения» или «потенциально опасного поведения водителя».

Как неимоверный прогресс в работе персонала преподносился старт программы WorkingWell, цель которой – сделать рабочее место более безопасным и помочь сотрудникам справиться с перегрузкой. В рамках этой программы компания планирует установить специальные будки для медитации AmaZen, каждый час отправлять рекомендации по разминке и предлагать дыхательные упражнения.

Для снижения травматизма компания начала тестировать роботов-погрузчиков, однако это не улучшило, а даже ухудшило работу сотрудников, которым приходилось сканировать больше посылок, находясь на одном месте, что увеличивало риск травм. Ответить на претензии относительно травматизма персонала попытался и Джефф Безос, основатель и глава компании, который в обращении к акционерам рассказал о разработке сложных алгоритмов, которые создадут систему перемещения сотрудников между разными позициями, чтобы человек использовал разные группы мышц, что должно снизить риск получения травмы.

Иными словами, Безос пообещал решить проблему не концептуально, например, снизить нормы или увеличить перерывы, а заявил о создании еще более совершенных механизмов контроля работы сотрудников. Его заявление не только не опровергло претензии к компании о том, что она обходится с сотрудниками как с роботами, но еще и доказало этот факт.

Обратная сторона монополизма

Amazon – одна из BigTech-компаний, которая всячески использует свое монопольное положение на рынке, вытесняя конкурентов и продвигая собственные продукты. Своих рекордных результатов крупнейший цифровой ритейлер достигает за счет эксплуатации сотрудников и создания для них невыносимых условий работы.

И хотя работники Amazon уже не раз проводили акции протеста, в том числе забастовки, во многих городах эта компания является едва ли не единственным крупным работодателем, поэтому у людей часто нет выхода – им приходится работать на Amazon в таких условиях ввиду отсутствия альтернативы.

Сложно сказать, сможет ли измениться ситуация в компании в результате попыток американских регуляторов расследовать деятельность Amazon как монополиста на рынке e-commerce. Пока одним из наиболее громких, хотя и безрезультатных видов протеста против деятельности компании стала петиция с требованием не пускать Джеффа Безоса обратно на Землю после его запланированного на 20 июля полета в космос. На данный момент петицию подписали более 115 тыс. человек.

Похоже, что слоган «Don’t be evil», от которого как от своего девиза отказалась в 2018 году компания Google, пора начать применять к Amazon. По крайней мере репутацию одного из самых ужасных работодателей Силиконовой долины компания удерживает не первый год.

Поблагодарить 🎉