Новый контракт о транзите газа на пять лет 30 декабря подписали исполнительный директор «Нафтогаза» Юрий Витренко и глава «Газпрома» Алексей Миллер. Действие старого контракта заканчивается 1 января 2020 года.
«Я подписал в Вене в 14:30, а Миллер вечером подписал в Санкт-Петербурге. Мы с ним проводили переговоры до глубокой ночи, надеясь, что подпишем контракты в одном месте, но мне для подписания нужны были согласования правления и наблюдательного совета «Нафтогаза», а также Кабмина, поэтому пришлось перенести подписание и делать это уже по очереди и дистанционно», — написал Витренко в Facebook.
Контракт может быть продлен на 10 лет на тех же условиях. Минимальные гарантированные объемы прокачки в первый год – 65 млрд кубометров. Следующие четыре года – по 40 млрд. Новое соглашение впервые подписано по принципу «качай или плати», – отметил премьер-министр Алексей Гончарук.
Президент Владимир Зеленский в своем Telegram-канале сообщил, что Украина за пять лет может получить от транзита газа не менее $7 млрд.
«Нафтогаз» и «Газпром» также договорились об отзыве и урегулировании судебных споров.
«Когда я подписывал соглашение об урегулировании, предусматривающее отзыв всех текущих исков и жалоб с обеих сторон, мне было обидно за ту работу и знания, которые я со своей командой в них вложили,» – написал Витренко.
Но, по его словам, в интересах страны лучше было заключить соглашение о транзите газа, а не ждать несколько лет, чтобы получить деньги через арбитраж.
Витренко подчеркнул, что контракт на транзит – это следствие исковых требований к «Газпрому» на $12,2 млрд. Эти средства Украина могла бы получить от «Газпрома», если бы он отказался от транзита, а он не отказался.
Контекст
«Газпром» заплатил «Нафтогазу» $2,9 млрд присужденных Стокгольмским арбитражем в споре о контракте на транзит.
АМКУ подпишет мировое соглашение с «Газпромом» об урегулировании судебных претензий на $7,4 млрд.
Валерий Боровик, глава правления альянса «Новая энергия Украины», считает, что новый газовый контракт стал тяжелым компромиссом.
Эксперты отмечали, что договор на транспортировку газа не будет соответствовать европейским правилам.