Заключение транспортного соглашения между «Нафтогазом Украины» и «Газпромом» станет уходом украинской стороны от европейских правил. Об этом сказал директор Центра исследований энергетики Александр Харченко в в эфире телеканала «Украина 24», сообщил «Интерфакс-Украина».
«Наша позиция все время была простая: «Газпром» и Украина должны работать по европейским правилам. Это означает, что мы с «Газпромом» не торгуемся по тарифам на транзит. В Европе есть очень четкая методология, в которой по вертикали количество годов в контракте, а по горизонтали — количество прокачанных кубометров, и есть цифра, сколько нужно заплатить за такую прокачку. А будет не так», — сказал он
По его словам, в этой части договоренностей от 20 декабря Украина приняла условия РФ и отошла от европейских правил, протокольно согласившись на заключение транспортного соглашения между «Нафтогазом» и «Газпромом» с заранее согласованным тарифом.
«У нас анбандлинг зачем проводился? Чтобы «Нафтогаз» убрать из транспортировки. Россияне таким образом выкупили для себя опцию «специальные условия» — быть вне европейских правил. Работать так, как они привыкли», — резюмировал эксперт.
Российский «Интерфакс» в редакционной статье заявил: «Договоренности Москвы и Киева по транзиту газа обнулили многочисленные шаги Киева и его европейских менторов по реформированию газовой отрасли страны в соответствии с правилами Третьего энергопакета ЕС».
В процессе транзита российского газа в Европу с 2020 года независимый «Оператор газотранспортной системы Украины» будет участвовать только как подрядчик «Нафтогаза». Тарифы на транзит газа независимого оператора, устанавливаемые регулятором НКРЭКУ, во внимание не принимаются — у «Газпрома» с «Нафтогазом» будут свои договоренности о том, сколько стоит прокачка газа.
«Интерфакс» напоминает, что договоренности России и Украины о формировании модели работы на следующие годы опираются на старые проблемы недоверия между сторонами и используют старый прием — применение промежуточной структуры для нивелирования разногласий. Если раньше посредниками в поставках газа на Украину были компании «Итера», Eural Trans Gas, RosUrkEnergo, то теперь уже государственный «Нафтогаз» становится промежуточным звеном при транзите российского газа через Украину.
Необходимость подписания транспортного соглашения между «Нафтогазом» и «Газпромом» связана с отказом российской компании брать на себя украинские законодательные и регуляторные риски, сообщил исполнительный директор «Нафтогаза» Юрий Витренко.
«Зачем нужен «Нафтогаз» между «Газпромом» и оператором газотранспортной системы? Дело в том, что «Газпром» не готов работать по стандартному договору и брать на себя все риски украинского законодательства и регулирования. «Нафтогаз» более приспособлен к таким рискам, поскольку это национальная компания, акционером которой является украинское правительство», — написал он в Facebook.
Дополнительно
Договор о транзите газа между Украиной и Россией подпишут на пять лет, но его можно будет продлить еще на десять на таких же условиях.
«Газпром» до 29 декабря выплатит «Нафтогазу» $2,9 млрд по решению Стокгольмского арбитража. Украинское правительство в свою очередь подпишет мировое соглашение с «Газпромом» по урегулированию судебных претензий Антимонопольного комитета Украины на $7,4 млрд.
Оператор украинской газотранспортной системы будет выставлять освободившиеся после сокращения транзита мощности на аукционы для всех участников, подписавших соглашение о присоединении.
«Газпром» и ряд украинских компаний уже заключили контракты на прямые поставки газа с 1 января 2020 года.