Facebook Pixel

Когда электромобили станут дешевле автомобилей

В 2020-м во всем мире продажи электромобилей выросли на 43%. В первую очередь за счет резкого удешевления самих автомобилей с нулевым выхлопом. В прошлом году в Европе продали более 1,4 млн новых электромобилей, что на 137% больше, чем годом ранее. Но при этом в большинстве стран Старого Света их рыночная доля не превышает 5%.

Что мешает глобальному росту популярности электрокаров?

Во-первых, высокая цена на аккумуляторы, делающая «электрички» существенно дороже автомобилей сопоставимого класса. Именно поэтому на украинском рынке более 90% продаж приходится на бэушную технику, в первую очередь на импортируемые из США Nissan Leaf. Новые электромобили для большинства украинцев не по карману.

Таблица: Федерация автопрома Украины

Таблица: Федерация автопрома Украины

Статистика регистраций электромобилей в Украине за последние 10 лет

Годовая динамика продаж электромобилей на нашем рынке способна удивить разве что стабильностью – 7186 электромобилей в 2020-м против 7181 годом ранее. Хотя официально Nissan на нашем рынке «электрички» не продает, а Tesla вообще не имеет официального представительства, батарейным автомобилям двух этих брендов принадлежит почти 60% рынка.

Вторая причина – недостаточно развитая зарядная инфраструктура. Чисто статистически Украина в этом плане выглядит неплохо, особенно на фоне соседей. Например, в сравнении с Польшей у нас в 6,8 раза больше зарядных станций, на каждую из которых приходится пять электрокаров. Но при этом в Украине распространены самые маломощные зарядки, на которых «до полного» нужно заряжаться 7-10 часов даже самым современным электромобилям. В то время как в Европе предпочитают вкладываться именно в суперчарджеры. Причем заняты развитием сетей сами производители. Все они, от Renault и вплоть до Mercedes, объединены в те или иные альянсы по созданию сверхмощных зарядных станций вроде проекта IONITY.

Таблица: EV-UA

Таблица: EV-UA

Третья причина – ограниченный запас хода на одной зарядке и медлительный процесс зарядки. В информацию о том, что вот-вот начнется выпуск чудо-батарей, автономность которых будет на уровне 700-1000 км или которые будут заряжаться не дольше, чем заливается бак бензина, уже никто не верит – слишком много ее было за последние 10 лет.

И только сейчас произошел существенный шаг — The Guardian сообщает о запуске производства литий-ионных аккумуляторов, способных за 5 минут обеспечить зарядку на 322 км. Плюс мы стоим на пороге другого технологического прорыва – начала производства твердотельных тяговых батарей и бесконтактных магнитно-резонансных зарядных устройств. А прямое соответствие между снижением стоимости батарей и ростом продаж электромобилей в мире легко проследить на примере статистики продаж последних 10 лет.

Сколько стоит аккумулятор на электромобиль?

Обвал цен на аккумуляторы, по прогнозу консалтинговой компании Bloomberg New Energy Finance, благодаря снижению цен на тяговые батареи, прайс-листы электромобилей и автомобилей уравняются буквально через пару лет. Эколог Тим Лентон, директор Института глобальных систем, говорит о 2024-2025 гг. Их выводы базируются на динамике падения цен на аккумуляторы, которая оказалась стремительней, чем даже самые оптимистичные прогнозы.

Если 10 лет назад тяговый аккумулятор одного из самых дешевых и маломощных (30 кВт/ч) электромобилей стоил $30 тыс., то сейчас его цена сдулась до $4,1 тыс. А значит, в самом ближайшем будущем будет положен конец спорам об экономической обоснованности покупки электрокаров. По мнению бюро McKinsey, одного из самых авторитетных специалистов в стратегическом управлении, уже в ближайшие пять лет электромобили станут «наиболее экономичным выбором во многих частях мира». Ведь покупка электромобилей часто сопровождается установкой солнечных панелей и ветрогенераторов, что позволяет не просто заряжать электромобиль энергией из возобновляемых источников, но и продавать ее излишки. По прогнозам IEA (Sustainable Development Scenario 2030), через 10 лет количество электромобилей только в Китае, США и ЕС достигнет 250 миллионов.

Норвегия впереди планеты всей

Первым государством, где электромобильное будущее уже наступило, стала Норвегия. Еще в 2019-м цена среднестатистического электромобиля там была на 0,3% дешевле, чем бензинового, а рыночная доля «электричек» составила 48%. Конечно, дело не только в экологической сознательности скандинавов, но и в существенных субсидиях и налоговых льготах, предоставляемых своим гражданам правительственными структурами.

«Государственные субсидии и налоговые льготы уже помогли снизить стоимость электромобилей в некоторых странах, ― комментирует ситуацию Джеймс Фрит, глава «энергетического» отдела Bloomberg New Energy Finance. ― Но ключевым будет момент, когда электромобили станут дешевле без субсидий. Это будет определенно критической точкой, после которой мы действительно будем наблюдать массовое распространение электромобилей и их захват рынка».

Так, по итогам прошлого года доля рынка электромобилей в Северной Европе выросла до 54%, хотя, напомню, в большинстве стран Старого Света она не превышает и 5%. Таков результат многолетних инициатив властей Норвегии, Швеции, Финляндии и Дании, продолжающих закладывать в госбюджеты траты на подобные инициативы. Всего же в прошлом году, вместе с властями Китая, США, Германии, Турции, Франции, Великобритании, Польши и т. д., в развитие экологического транспорта было инвестировано более $58 млрд. Про инициативы украинского правительства в этом направлении редакции The Page ничего не известно.

Таблица: EV-UA

Таблица: EV-UA


Таблица: Федерация автопрома Украины/EV-UA

Таблица: Федерация автопрома Украины/EV-UA

Электромобильная инфраструктура Украины


Поблагодарить 🎉