Facebook Pixel

Возрождение после войны. Мировой опыт экономического успеха для Украины

Российская военная агрессия принесла много горя жителям Украины, но не стоит забывать и о материальных потерях. Война всегда сопровождается огромными разрушениями и массовым уничтожением капитала, как производственного, так и инфраструктуры жизнеобеспечения людей.

С самого начала войны, как стало понятно, что россияне сконцентрировали усилия на тотальном разрушении оккупированных территорий, ведутся разговоры о восстановлении экономики страны. Специалисты называют это «планом Маршалла» для Украины. Такая аналогия отсылает нас к восстановлению ряда государств Европы, вошедших в сферу влияния США после Второй мировой войны.

Народный депутат Украины IX созыва Ярослав Железняк скомпоновал несколько таких историй в единый текст как примеры возможного восстановления Украины после завершения российско-украинской войны.

Это не значит, что именно так будет восстанавливаться наша страна. Данные варианты могут быть скомбинированы, либо вообще выработан свой, уникальный вариант восстановления экономики, пригодный только для Украины.

1. Восстановление Европы и «план Маршалла» (1948-1953 гг)

На европейском театре военных действий были значительные разрушения инфраструктуры и промышленности. Производство агропрома составило 83% от уровня 1938 года, промышленности 88%, экспорт составил всего 59%. Экономические связи были разорваны. Разрушено было пять миллионов домов, миллионы людей не доедали.

Одним из инструментов возрождения стали финансовые вливания со стороны США по «Программе восстановления Европы» (в обиходе «план Маршалла»), которую начали реализовывать в 1948 году. За четыре года было освоено более $17 млрд, что в нынешних ценах около $210 млрд. Дешевые кредиты составляли 20% от общей суммы финансовых вливаний, а 80% были переданы в виде безвозмездной финансовой помощи.

«План Маршалла» был направлен в первую очередь на восстановление промышленности. На восстановление инфраструктуры Европа отдельно получила $14 млрд с 1945 по 1947. Эти средства не входили в «план Маршалла».

Финансирование было предусмотрено для шестнадцати государств. Но основными получателями помощи стали Соединенное Королевство, Франция, Италия, Западная Германия и Нидерланды. На эти четыре страны пришлось 2/3 всех выделенных средств.

Деньги не шли в бюджеты стран напрямую, а выделялись на целевое приобретение промышленной и сельскохозяйственной продукции. Например, в первый год действия 60% помощи было выделено на продовольствие.

Механизм действия «плана Маршалла»

Правительство США поставляло странам-реципиентам товары и услуги, выдавая кредит в долларах. Затем правительства продавали товары предприятиям и частным лицам. Долларовая стоимость товаров оплачивалась в местной валюте. Дальше вырученные средства использовались на потребности стран.

Большинство средств было потрачено на товары из США:

  • $3,4 млрд на импорт сырья и полуфабрикатов;
  • $3,2 млрд на продукты питания, корма и удобрения;
  • $1,9 млрд на транспортные средства и оборудование;
  • $1,6 млрд на топливо.

Контроль средства был возложен на фонды под совместным управлением органов власти стран-реципиентов и США. Эти фонды аккумулировали и распределяли средства, также вели учет потребностей страны и контролировали расходы.

План был взаимовыгодным. Интерес США заключался в поддержке и распространении своей финансовой системы за счет новой сферы влияния в Западной Европе. Страны-реципиенты получили серьезный импульс к развитию, без которого восстановление могло длиться десятилетиями. В итоге экономики стран-реципиентов выросли на 30% в сравнении с довоенным временем.

2. Экономический взлет Западной Германии (1948-1960 гг)

Поверженная Германия после войны лежала в руинах. Производство сократилось в 7 раз по сравнению с довоенным уровнем. Разрушено 25% жилья, 20% промышленных объектов, 40% транспортной инфраструктуры. Только каждый пятый ребенок мог лечь в свою кровать, при этом каждый третий немец имел возможность лечь в собственный гроб. Каждый второй житель Германии оказался безработным. Финансовая система потерпела коллапс из-за огромной инфляции и госдолга.

Началом расцвета положил Людвиг Эрхард, который еще в 1946 году, будучи министром экономики Баварии, активно продвигал проведение реформ. Реформы были объявлены 18 июня 1948 года, в ходе которых Эрхард осуществил свои личные действия по либерализации германской экономики.

Американский вариант предполагал введение вместо рейхсмарок стабильной валюты. Эрхард же одновременно с этим отменил государственное планирование и централизованное ценообразование на большую часть товаров. Это предоставило немецким предприятиям полную свободу деятельности.

Основы послевоенного восстановления Германии:

  1. Промышленность. В основе экономического роста лежало переориентация военных предприятий на легкую, пищевую, текстильную промышленность, производство бытовой техники и автомобилей. США позволили восстановить запрещенное до того времени производство алюминия и станков. США также развернули поставки товаров на суму в $3,8 млрд, из которых $1,5 млрд в рамках «плана Маршалла». Эти средства направлялись в специальные фонды и банки на развитие экономики страны.
  2. Финансы. В финансовой сфере наоборот, либерализма не было. Валютные ограничения снимали очень постепенно. Под выпуск гособлигаций осуществлялась поддержка предприятий. Большую роль сыграли прямые иностранные инвестиции. За период 1950-57 гг объем инвестиций в Германии увеличился на 81%. Был также использован метод ускоренной амортизации производственных помещений. В первые два года можно было списать 50% их стоимости.
  3. Налоги. Для стимулирования экспорта правительство давало налоговые льготы и финансирование под крупные контракты. Внедрена прогрессивная шкала налогообложения. Физлица, чьи доходы были ниже 2 400 марок в год, платили 18% налога, а ставку налога на доходы свыше 250 тыс. марок в год подняли до 95%. Кроме того, были снижены налоги на доходы по ценным бумагам.
  4. Строительство. Сыграло важную роль в восстановлении экономики. Разруха и 12 млн беженцев из восточных земель требовали больше жилья. Была внедрена отдельная программа стимулов для строительства жилищной и коммерческой недвижимости, которая включала как налоговые стимулы, так и возможности совместного финансирования с государством.

Как результат в 1962 году уровень промышленного производства в Западной Германии превзошел довоенные показатели втрое. К этому году ФРГ заняла второе место по величине золотовалютных резервов, третье место после США и Соединенного Королевства по объему промышленного производства. Среднегодовые темпы экономического роста в 1950-66 гг. составили около 9,2%.

3. Итальянский экономический бум (1953-1973 гг)

Италия значительно пострадала в ходе Второй мировой войны. История послевоенного восстановления Италии уникальна тем, что здесь был выбран вариант государственно-монополистического капитализмом. В Италии он проявился также в существовании гигантских государственных объединениях.

Италия получила $1,5 млрд помощи по «плану Маршалла», в основном в виде товаров и оборудования. Характерной особенностью было то, что большую часть этой помощи распределили между компаниями-монополистами. Из выделенных на закупку импортного оборудования $154 млн половину получили всего 6 компаний: «Фиат», «Эдисон», «Монтекатини», «Фальк», «Сме», «Саде».

В 1951 г. итальянское правительство разработало и начало реализовывать «систему приоритета». Правительство распределяло сырье так, чтобы крупные монополисты первыми получали сырье, которое считали дефицитным в тот или иной период времени. Тот же принцип работал и в выдаче кредитов. Монополии получили в кредит 85 млрд итальянских лир, а мелкий и средний бизнес в 8 раз меньше. К примеру, «Фиат» получил 35% кредитов в рамках «плана Маршалла».

Мелким и средним компаниям был недоступен и внутренний финансовый рынок. Из 600 млрд лир, собранных с 1948 по 1952 г. путем выпуска акций и облигаций, большую часть получили крупные концерны. В результате итальянские монополисты начали быстро развиваться и захватывать внешние рынки, что привело к росту промышленного производства.

Аграрная реформа 1950-1955 годов. Ее суть состояла в выкупе государством земельных наделов площадью более 100 га с последующей продажей гражданам в рассрочку. Всего было продано 1,5 млн га земли, что помогло увеличить эффективность аграрного производства и создать спрос на производство аграрной техники. Значительную роль в восстановлении экономики Италии сыграла и Корейская война (1950-1953 гг), поскольку США закупали материалы для производства военной техники именно у Италии.

В результате Италия полностью восстановилась после войны к началу 50-х гг. С 1953 по 1962 год объем промышленного производства вырос втрое. Из минусов оказалась существенная монополизация экономики. Это привело к тому, что уровень зарплат не особо вырос. Чрезмерная монополизация привела уже к концу 60-х годов к коррупции и диспропорции в развитие отдельных регионов Италии.

4. Экономическая экспансия Японии (1948-1962 гг)

Япония не просто проиграла войну, она была уничтожена. Уровень промышленного производства составлял 20% от показателей 1939 года. 70% всех промышленных мощностей стояли в руинах. Страна потеряла все территории, где бралось сырье, топливо и продовольствие.

Япония с 1945 по 1952 год находилась под полным контролем США. Это позволило сделать непопулярные, но важные либеральные изменения. Япония также стала для США главным геополитическим союзником в регионе. Поэтому США оказывали максимальную помощь, в том числе за счет потери ряда своих позиций. На создание сильного успешного партнера в Азии США выделили более $3 млрд. Кстати, большинство стран Европы получили гораздо меньше финансовой помощи. Единственной сферой, которая была под ограничением развития — военно-промышленный комплекс (ВПК).

Восстановление Японии произошло на стыке либеральной, плановой и японской самобытной экономики. Восход японского экономического чуда проходил в два этапа.

Первый этап: «Демилитаризация и либерализация» (1945-1952 гг)

Первым делом в 1945 году вышел закон о ликвидации промышленных картелей (дзайбацу). Они сосредоточили в своих руках акции крупнейших компаний ВПК, которые были основой японской экономики до войны. Таким образом, США условно установили антимонопольный контроль.

В 1949 году США ограничило импорт иностранных авто в Японию как протекционистский шаг. Корейская война 1950-1953 гг очень помогла промышленности Японии, так как США начали делать крупные заказы у японских заводов.

Налоговая реформа 1949 года. Были снижены корпоративные налоги. Вместо этого увеличено налогообложение населения, которого до этого практически не было.

Аграрная реформа. Государство конфисковало сельскохозяйственные земли у довоенных землевладельцев и по весьма льготным ценам продало их фермерам, которые ранее работали на этой земле. Сельскохозяйственные земли составляют только 15% территории страны, поэтому упор сделали на эффективность и производительность. Появились зажиточные аграрии, которые начали вкладываться в банковскую систему и новые технологии. Было убрано ограничение на переезд в города.

Бюджетная реформа 1950 года. Были остановлены компенсации военным заводам и безвозмездные субсидии убыточным предприятиям. Японцы решили не восстанавливать разрушенную промышленность, а строить ее с нуля.

Тут проявилась особенность японцев. Они сравнительно мало тратили на себя, а сэкономленные деньги вкладывали в банки или покупали акции промышленных предприятий.

Второй этап: «Японская модель» (1952-1962)

После ухода США японцы начали снова свободно руководить страной и привнесли в управленческие процессы особенности своего мировозрения и приступили к построению плановой экономики по-японски. Национальные особенности проявлялись в том, что хоть государственное планирование имело индикативный и рекомендательный характер, ему следовала вся страна. В составлении планов активно участвуют представители финансовых групп и корпораций.

Ключевым элементом успешного восстановления экономики страны стала ставка на высокотехнологичное производство. Если в середине 1950-х это были металлургия, энергетика и судостроение, то уже в 1960-х их заменили электроника и автомобилестроение.

Одной из ключевых особенностей стало определение приоритетных отраслей. Компании из приоритетных отраслей получали максимальную господдержку: субсидии, льготные кредиты, высокие таможенные пошлины на импорт готовой конкурирующей продукции, ограничения иностранных инвестиций и откровенные демпинговые инструменты.

Понимая ограниченность своих природных ресурсов, японцы начали инвестировать в технологии и активно скупали патенты по всему миру. В 1950-60 гг японские компании приобрели более 30 тыс. патентов на сумму около $1 млрд. На научно-технические разработки тратилось более 3% ВВП. В результате производили технологичную продукцию. Такой подход позволил Японии быстро захватить мирового рынок потребительской электроники.

В результате в 1956 году показатель ВВП на душу населения превысил довоенный уровень. В период восстановления средний годовой прирост ВВП на душу населения составлял 7,1%. Еще через двенадцать лет, в 1969 году Япония вышла на второе место в мире по объему ВВП и промышленного производства. Ее экономика стала хрестоматийным примером успешного восстановления после войны.

5. Южнокорейское экономическое чудо (1945-1980 гг)

После Корейской войны 1950-53 гг страна оказалась полностью разрушена и разделена на две части. ВВП на душу населения в 1961 году составлял всего $80, что было меньше, чем во многих стран Африки. В городах не было электричества, а основная промышленность осталась в Северной Корее.

В истории Южной Кореи главным фактором роста стало финансирование из США. С 1945 по 1976 год Корея получила более $12,6 млрд. Больше из союзников США получил только Израиль.

Однако до 1960-х годов Южная Корея была антипримером эффективности использования финансовых средств. Основная инфраструктура была восстановлена, но в остальном деньги США активно разворовывала политическая элита страны.

В экономике власть пыталась проводить политику «импортозамещения». Она оказалась провальной, так как у страны не было достаточных объемов природных ресурсов и внутреннего рынка. В результате промышленное развитие было незначительным, но породило большие промышленные кланы. Экономика же полагалась на импорт за счет финпомощи, денег, потраченных американскими солдатами, и процветающий черный рынок товаров, ориентированный на американские войска.

До 1957 г. большую часть бюджета Южной Кореи наполняла продажа товаров, которые страна получала в рамках помощи США, а правительство допустила значительную эмиссию.

В результате такой политики экономического роста не оказалось. В 1956 году экспорт составил лишь $25 млн, тогда как импорт $389 млн. Дефицит торгового баланса тоже покрывался за счет финансовых вливаний США. В период 1945-60 гг единственные фундаментальные реформы, которые были проведены, это земельная реформа и массовое образование.

В итоге, США сократили финансирование и вынудили Южную Корею поменять политику. С приходом в 1961 году диктатуры военного правительства генерала Пак Чон Хи Южная Корея стала ориентированной на экспорт экономикой.

Импортные пошлины также были снижены, но бизнес, который выполнял установленные экспортные квоты, получал доступ к субсидированным кредитам и другим финансовым бонусам. В стране активно внедрялись налоговые каникулы и упрощение процесса инвестирования в страну.

В стране эффективно использовались также и нерыночные методы: пятилетнее планирование, национализация банков и государственные задачи для крупных промышленных конгломератов — чеболей.

Важную роль для экономического подъема Южной Кореи сыграла и Вьетнамская война, поскольку США стали крупным заказчиком. Доходы страны от военных контрактов в 1967 году составили $185 млн или около 4% годового ВВП страны. Помогло и развитие Японии. Дешевая южнокорейская рабочая сила и японский капитал с технологиями стали формулой экономического успеха. В итоге, товары легкой промышленности, совместно производимые в Южной Корее, составляли более 70% экспорта страны, а Япония стала крупным иностранным инвестором в Южной Корее.

В 1970-х экономика Южной Кореи полностью перестала быть сырьевой и перешла на производство технологических продуктов. Началось развитие тяжелой и химической промышленности, но к послевоенному восстановлению это уже не имело отношения.

В 1960-80 гг Южная Корея стабильно росла в среднем на 8% в год. Ее ВВП в разы превышал ВПП Северной Кореи. В 1963-69 гг средний ежегодный прирост ВВП вообще достигал 35%. Этот рост заложил фундамент для того, что Южная Корея стала одной из ведущих мировых экономик уже к 2000 году.

6. Становление Израиля (1948-1962 гг)

Территория страны была разрушена войной за независимость, экономика перегружена огромным, около 800 тысяч, наплывом эмигрантов. Затраты на армию составляли 40% от всех расходов страны. Сельское хозяйство обеспечивало лишь порядка 50% потребностей в продуктах питания, а доходы от экспорта покрывали не более 30% расходов на импорт.

Становление Израиля в условиях постоянной войны со странами Арабской лиги, во многом обусловлено кредитами и грантами из США. Весомое финансовое вливание было обеспечено за счет гособлигаций («Заем независимости), которые размещались в других странах. Израиль стал единственной страной, которой США для послевоенного восстановления разрешили разместить свои облигации. Ресурсом стали также репарации от Западной Германии ($112 млрд в современном эквиваленте), которые составили до 55% дополнительных доходов бюджета в 1952-65 гг.

Однако с 1952 года Израиль начал внедрять «Новую экономическую политику», в рамках которой отменена распределительная система и госрегулирование цен.

Одновременно страна запускала большие инфраструктурные проекты, как строительство Национального израильского водопровода, энергетических заводов и портов. Значительные инвестиции государства шли в аграрный сектор и легкую промышленность.

Главное сходство Украины и Израиля проявляется в том, что обе страны имеют весьма недружелюбных соседей. Поэтому высокая доля расходов на ВПК неизбежна. Две войны, «Шестидневная война» (1967) и «Война судного дня» (1973), дали важный импульс к развитию ВПК Израиля. Военная промышленность стала главным работодателем, а страна — лидером военной промышленности. Экспорт вооружения стал важным источником бюджета Израиля.

В результате за десятилетие 1954-64 гг ВВП Израиля рос на уровне 10% (чуть меньше темпов роста экономики Японии). Потребление на душу населения выросло на 221%, страна практически достигли нулевой безработицы. За этот период Израиль привлек инвестиции и смог заложить основы своей промышленности.


Как видим, рецепт восстановления у каждой страны разный и зависит от ее экономических, геополитических и даже культурных особенностей в довоенный период.

Но есть ряд общих инструментов для успешного восстановления: создание большого количества рабочих мест государством, развитие высокотехнологичных отраслей, в том числе развитие ВПК и значительное вливание финансовых ресурсов.

В то же время, даже при самой благоприятной послевоенной конъюнктуре, важно эффективно использовать полученный ресурс. От этого зависит рост экономической силы, которая является основой всех социальных процессов.

Поблагодарить 🎉