Экс-начальник ГУР МОУ Василий Бурба
Следственная комиссия Верховной Рады по «вагнергейту» 24 сентября провела заседание в одном из зданий Министерства обороны. Его перенесли из стен Верховной Рады, чтобы ограничить доступ депутатам оппозиции на заслушивание бывшего начальника ГУР МО Василия Бурбы, написал в Facebook журналист Юрий Бутусов, работающий в издании «Цензор.Нет».
По данным источников в комиссии, Бурба подтвердил под протокол все обстоятельства подготовки и провала спецоперации, о которых СМИ сообщали ранее, и привел ряд новых деталей и фактов.
Так, план спецоперации по захвату российских террористов был подписан министром обороны Андреем Тараном.
Провал спецоперации произошел после совещания в кабинете президента Зеленского.
Распорядился о переносе спецоперации глава офиса президента Андрей Ермак. Бурба предупредил его, что в результате может произойти провал, надо действовать быстро.
После задержания боевиков в Минске Бурба обратился к президенту с просьбой провести расследование возможного предательства. Однако вместо расследования он был уволен через два дня указом президента.
Также Бурба подтвердил, что спецоперация проводилась совместно со спецслужбами стран НАТО.
Глава следственной комиссии нардеп от «Слуги народа» Марьяна Безуглая оперативно отреагировала на публикацию Бутусова. Она не комментировала суть написанного им, а только задала вопрос, на какие источники ссылается журналист? Мол, заседание было секретным, поэтому разглашение информации является уголовным преступлением.
«Будем разбираться. Вызываю Юрия Бутусова на заслушивание. Время и место будет сообщено», – написала нардеп.
Контекст. Согласно ст. 21 закона «Об информации», к информации с ограниченным доступом не могут быть отнесены сведения о незаконных действиях органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных и служебных лиц.
Согласно ст. 24 этого же закона, запрещается вмешательство в профессиональную деятельность журналистов, контроль за содержанием распространяемой информации, в частности с целью распространения или нераспространения определенной информации, умалчивания общественно необходимой информации, наложения запрещения на освещение отдельных тем, показ отдельных личностей или распространение информации о них, запрещение критиковать субъекты властных полномочий, кроме случаев, установленных Законом, договором между учредителем (владельцем) и трудовым коллективом, редакционным уставом.
А преднамеренное препятствование законной профессиональной деятельности журналистов или преследование журналиста за исполнение профессиональных обязанностей влечет за собой ответственность согласно законам Украины.
Согласно ст. 25, журналист имеет право не раскрывать источник информации или информацию, которая позволяет установить источники информации, кроме случаев, когда он обязан к этому решением суда.
Согласно ст. 29, информация с ограниченным доступом может быть распространена, если она является общественно необходимой, то есть является предметом общественного интереса, и право общественности знать эту информацию преобладает над потенциальным вредом от ее распространения.