Верховная Рада одобрила в целом так называемый закон о «сплите» — об изменении системы регулирования и надзора рынков финансовых услуг и ценных бумаг и их консолидации.
Согласно решению, с 1 июля 2020 года вместо трех финансовых регуляторов останутся только два. Функции Нацкомиссии госрегулирования в сфере рынков финансовых услуг (Нацкомфинуслуг) разделят между собой Национальный банк Украины (НБУ) и Нацкомиссия по ценным бумагам и фондовому рынку (НКЦБФР).
Пенсионные фонды и компании по управлению активами перейдут под регуляцию НКЦБФР. Страховые компании, ломбарды, кредитные союзы будут в зоне ответственности Национального банка.
За принятие соответствующего законопроекта №1069-2 с необходимыми технико-юридическими правками проголосовали 296 народных депутатов.
Инициаторами этого варианта законопроекта выступили депутаты-члены профильного парламентского комитета Данил Гетманцев и Александр Дубинский (оба из фракции «Слуга народа»).
«Мы убрали из законопроекта, надеюсь, все спорные вопросы, которые возникали у рынка», — отметил Дубинский, представляя документ с трибуны.
Законопроект является маркером в программе сотрудничества Украины и МВФ. Предполагается, что регулирование надзора за финучреждениями станет более прозрачным и более конкретным.
По словам Дубинского, в частности, законопроектом разрешено функционирование фондов финансирования строительства и фондов операций с недвижимостью вместе с банками до момента выполнения всех обязательств. Тогда как в предыдущей версии законопроекта эти фонды должны были прекратить свою деятельность уже со следующего года.
«То есть все люди, которые находятся в качестве инвесторов в этих фондах, могут быть спокойны — обязательства банков перед ними будут выполнены», — подчеркнул Дубинский.
Кроме того, по его словам, в законопроекте разделено управление активами и управление имуществом при финансировании строительства, а также предусмотрена возможность на месяц приостановить решение регуляторов в части о наложении штрафов на небанковские финучреждения.
В законопроект также включены все существенные изменения к законам по аудиту, аудиторской деятельности и бухгалтерскому учету.
«Также мы лишили карт-бланша госорганы в вопросе установления каких-либо условий для финучреждений. Дополнительные условия со стороны НБУ после принятия «сплита» будут приняты только в том случае, если это не урегулировано законом», — отметил замглавы профильного комитета.
- По размерам активов небанковские финансовые учреждения составляют всего 10% от рынка всех финансовых учреждений, рассказывал глава НБУ Яков Смолий в интервью
. Однако по количеству ситуация диаметрально противоположная: 96% всех поставщиков финуслуг – именно небанки. Большинство из них – это малый и средний бизнес.
В пояснительной записке к законопроекту отмечается, что его целью является сокращение количества регуляторных и контролирующих органов на рынках небанковских финансовых услуг путем распределения функций Нацкомфинуслуг между другими органами, осуществляющими госрегулирование рынков финуслуг. В частности, речь идет о том, что регулирование и надзор в системе накопительного пенсионного обеспечения, регулирование и надзор за функционированием финансово-кредитных механизмов и управлением имуществом при строительстве жилья и операциях с недвижимостью будет осуществлять НКЦБФР. Остальные полномочия Нацкомфинуслуг предлагается передать НБУ.
Согласно принятому законопроекту, НБУ получает право выдать небанковским финансовым учреждениям и лицам, которые не являются финансовыми учреждениями, но имеют право предоставлять отдельные финансовые услуги, лицензии на осуществление деятельности по предоставлению финуслуг, определяет порядок их выдачи, приостановления, возобновления и отзыва (аннулирования). Помимо этого, НБУ также определяет требования к лицам, намеренным осуществлять деятельность по предоставлению финуслуг, включая требования к структуре их собственности, системе корпоративного управления, управлению рисками и внутреннему контролю, условиям осуществления деятельности по предоставлению финуслуг, осуществление которых требует соответствующей лицензии (лицензионные условия), а также порядок контроля за их соблюдением.
Кроме того, за НБУ закреплено право устанавливать размер платы за регистрационные действия, исходя из принципа возмещения расходов, связанных с предоставлением таких услуг, осуществлять надзор за соблюдением небанковскими финансовыми учреждениями. В случае нарушения законодательства о финансовых услугах (кроме законодательства, регулирующего деятельность на рынках ценных бумаг и в системе накопительного пенсионного обеспечения) и нормативно-правовых актов центробанк может применять меры воздействия и налагать административные взыскания.

Нормативно-правовые акты Нацбанка являются регуляторными актами, разрабатываются, рассматриваются и принимаются с учетом требований закона «Об основах государственной регуляторной политики в сфере хозяйственной деятельности».
Основными направлениями надзора НБУ в сфере рынков небанковских финансовых услуг определены регулярное проведение оценки общего финансового состояния небанковского финансового учреждения, результатов его деятельности и качества корпоративного управления, системы внутреннего аудита и управления рисками; соблюдение обязательных нормативов и других показателей и требований, ограничивающих риски по операциям с финансовыми активами.
Кроме того, Нацбанк устанавливает для небанковских финансовых учреждений правила составления и представления отчетности об их деятельности, требования по объему и срокам ее публикации
Центробанк наделен правом получать от государственных органов и других лиц информацию, в том числе конфиденциальную, относительно финансового/имущественного положения участников небанковских финансовых учреждений, лиц, приобретающих или увеличивающих существенное участие в таких учреждениях, их деловой репутации, источников происхождения средств, которые будут использоваться для формирования капитала.
НБУ также вправе письменно потребовать от поднадзорных структур копии документов, а также письменные объяснения по вопросам их деятельности, которые те обязаны предоставить регулятору.
В пределах своих полномочий в сфере госрегулирования рынков небанковских финансовых услуг НБУ имеет право проводить плановые и внеплановые инспекционные проверки деятельности участников рынков финансовых услуг (кроме потребителей финансовых услуг), их аффилированных и родственных лиц.
НБУ утверждает критерии, по которым оценивается степень риска от осуществления деятельности участниками рынка небанковских финансовых услуг и их общественную значимость, на основании которых определяет периодичность проведения плановых инспекционных проверок. Плановые инспекционные проверки могут проводиться не чаще одного раза в год. НБУ утверждает годовой план проведения инспекционных проверок на следующий календарный год не позднее 25 декабря текущего года и обнародует на своей официальной странице не позднее чем в 10-дневный срок после утверждения.