Facebook Pixel
IT

Цифровые чаевые для блогеров: как социальные платформы заботятся о популярных авторах

Фото: Kardono Kardono/Pixabay

Фото: Kardono Kardono/Pixabay

Социальные платформы помогают авторам контента получать деньги от поклонников. Однако иногда эти новые функции несут риски для безопасности и приватности.

Финансовая поддержка для популярных авторов

Большие социальные платформы за последние несколько месяцев представили новые функции прямой финансовой поддержки авторов контента со стороны поклонников. До недавнего времени популярные блогеры и авторы контента могли зарабатывать на рекламе или оформлять донаты — постоянные платежи, например, через платформу Patreon. Наиболее активно на рекламе зарабатывали Instagram-блоггеры. Интересным авторам на других платформах было сложнее, хотя и Facebook, и YouTube давно предлагали определенные инструменты заработка для авторов. Однако порог вхождения в «монетизационный рай» на YouTube был довольно высоким, а на Facebook существующие финансовые инструменты (поддержка с помощью так называемых звезд — stars) не всегда были удобными и не во всех странах доступными.

За прошлый год появилось несколько успешных платформ для монетизации контента, например сервис платных рассылок Substack. Именно он помог многим журналистам монетизировать свою повседневную деятельность по созданию интересных аналитических текстов.

Telegram Logo

Кроме того, в 2020 году можно было наблюдать успешность идеи инвестирования непосредственно в авторов контента: компания Snapchat в конце осени запустила собственный сервис коротких видео Spotlight (прямой конкурент TikTok) и пообещала выплачивать $1 млн ежедневно авторам самых интересных видео на этой платформе. За два месяца такой активной финансовой поддержки этим TikTok-клоном стали пользоваться более 100 млн человек. На конец апреля показатель DAU (число пользователей, запускающих сервис ежедневно) Spotlight превысил 280 млн. Это на 22% больше, чем год назад, что свидетельствует о самом интенсивном росте числа пользователей сервиса за последние три года.

Некоторые платформы переняли модель Snapchat и объявили о финансовой поддержке своих авторов контента. Среди них — TikTok, который еще в прошлом году объявил о запуске специального фонда поддержки авторов. Решила не отставать от этого тренда и новая платформа социального аудио ClubHouse, которая зимой пообещала помочь авторам популярных каналов в поиске рекламодателей, а если это ей не удастся, просто выплачивать им $5 тыс. в месяц.

Уже в мае этого года администрация популярного видеохостинга YouTube пообещала инвестировать $100 млн в поддержку авторов коротких видеороликов Shorts, которые будут конкурировать с TikTok.

Цифровые чаевые: помочь любимому блогеру

Однако популярные социальные платформы не ограничиваются только собственной поддержкой лучших авторов. За последние недели еще больше социальных сервисов объявили о запуске так называемых цифровых чаевых. Такое название получили механизмы прямых выплат онлайн-сервисов в пользу любимых авторов.

Платформа Clubhouse в марте этого года встроила в свое приложение функцию финансирования авторов популярных голосовых комнат благодаря интеграции с финансовым приложением Stripe. В Clubhouse пообещали, что платформа не будет получать комиссии, а вся сумма от отправителя поступит непосредственно получателю.

znimok-ekrana-2021-06-03-o-164037.png

В мае этого года Twitter запустил долгожданную функцию донатов Tip Jar, пока в тестовом режиме. Сейчас финансовая поддержка доступна только англоязычным авторам Twitter в мобильных приложениях для iOS и Android. Функция Tip Jar предлагает несколько вариантов платежей — с помощью платежных сервисов Bandcamp, Cash App, Patreon, PayPal или Venmo. Интересно, что цифровые чаевые Tip Jar стали дополнением к другим функциям платной поддержки авторов микроблогов, о которых в компании заговорили еще в феврале этого года. Tip Jar появились рядом со специальной функцией Twitter Super Follows, что позволит авторам предлагать контент на платной основе.

Также в апреле компания Telegram сообщила о поддержке платежей через банковские карты во всех чатах, группах и на всех каналах. Платить можно в веб-версии сервиса и в мобильных приложениях. Для этой функции компания запустила интеграцию с девятью платежными системами, среди которых Stripe, YooMoney, Sberbank, Tranzzo, Payme, Click, LiqPay, Ecommpay и PayMaster.

Хотя Telegram анонсировал эту функцию не для прямых платежей авторам контента, а для совершения покупок на платформе, в анонсе платежных функций упоминается, что пользователи «могут оставить чаевые, чтобы поддержать любимого автора». При этом Telegram не будет получать комиссионных и не будет сохранять номер платежной карты пользователя, который произвел оплату.

Цифровые чаевые: панацея или проблема

Появление функций прямых платежей авторам контента — однозначно шаг вперед для социальных платформ, ведь благодаря им эти сервисы смогут помочь популярным авторам монетизировать свои затраты времени и усилий на создание контента для удержания аудитории. Однако эти функции несут определенные риски.

Запуск Tip Jar от Twitter сопровождался скандалом, связанным с нарушением приватности пользователей, которые захотели поддержать авторов сервиса микроблога. Эксперт по безопасности Рейчел Тобак (Rachel Tobac) сообщила, что при осуществлении платежа через PayPal люди могут «засветить» свой персональный адрес. В Twitter пояснили, что так происходит, когда выбран вид платежа «Товары и услуги». Если при оплате через PayPal выбрать другой вид платежа, например, «Друзья и семья», то адрес не будет раскрываться.

Кроме того, возникла еще одна проблема, о которой стало известно после запуска Tip Jar. Сервис предлагает не только простое осуществление платежа, но и простой его запрос со стороны пользователей. На это обратил внимание блогер и журналист Роберт Мартин (Robert Martin): Tip Jar просто связывает пользователей с посторонними платежными системами, не определяя, нужно ли выплачивать платежи систематически.

Это привело к тому, что профили, которые поддерживают Tip Jar, начали получать поток запросов от пользователей, которые пытались обманом заставить жертв подписаться на выплаты. Эндрю Хатчинсон (Andrew Hutchinson) отмечает, что если Twitter не исправит это, то в 90% случаев функция Tip Jar будет использоваться с целью, противоположной заявленной.

Еще одну уязвимость обнаружил исследователь безопасности Ашкан Солтани (Ashkan Soltani): пользователь может легко узнать электронный адрес человека, используемый в его PayPal, даже не отправляя средства через Tip Jar.

Ашкан Солтани подчеркивает: «Это невероятно разочаровывает, когда технологическая компания типа Twitter или Facebook выпускает непроверенные продукты для аудитории, особенно когда созданные таким образом проблемы могут нанести значительный ущерб как цифровой, так и физической безопасности».

Что касается платежей в Telegram, риски здесь еще больше. Появление платежных функций на этой социальной платформе может способствовать росту случаев мошенничества и появлению фейковых торговых площадок. Не исключены и такие угрозы, как захват популярных площадок и каналов с последующей заменой платежных реквизитов на фейковые. Такой сценарий развития событий связан с тем, что в Telegram отсутствует верификация каналов и аккаунтов. Это означает, что пользователь, который осуществляет платеж, не может быть уверен в том, что он оплачивает товар или переводит средства тому, кому он хотел.

Отсутствие отметки о верификации может привести к появлению чатов и каналов, которые будет маскироваться под имена известных людей. Эти аккаунты-подделки будут предлагать дешевые товары и услуги. Еще одна угроза — фейковые каналы известных брендов, которые могут распродавать товары со скидками, а также поддельные каналы, предлагающие принять участие в фейковых акциях со скидками.

Еще в прошлом году в Telegram активизировалась схема кражи популярных каналов через отправку сообщений с вирусом. А в феврале этого года в российском сегменте Telegram начали действовать злоумышленники, проводившие рассылки от имени известных людей, предлагая заплатить за размещение рекламы или за отказ от публикации негативных отзывов. Учитывая ориентацию платформы Telegram на анонимность, проверить достоверность таких предложений часто практически невозможно. А введение функций платежей может сделать такие случаи еще более частыми.

Скорость и инновационность или медлительность и надежность

Проблемы, которые уже были обнаружены относительно сервиса Tip Jar — это только цветочки по сравнению с потенциальными случаями мошенничества, которые могут возникнуть с Telegram-платежами. Вероятно, платежные инструменты в Telegram столкнутся с проблемами роста, за решение которых заплатят конечные пользователи, которые обнаружат, что перечислили деньги злоумышленникам.

В то же время любые цифровые платежи так или иначе связаны с рисками, в том числе случаями подмены реквизитов, фейковых ссылок, фишинга и другими проблемами. Платежным сервисам, а в этот раз и социальным платформам, приходится балансировать между скоростью и простотой осуществления платежа и сложностью и защищенностью.

Просто и быстро не всегда означает безопасно, и пользователи уже привыкли к платежам «в один клик» или «в одно касание», часто не понимая, что они могут стать жертвой ошибки или мошенничества.

Что касается Telegram, то пока нет информации о том, как разработчики этого сервиса планируют обезопасить пользователей от возможных фейковых транзакций и потерь средств. Telegram как платформа давно превратился не только в главный инструмент утечки персональных данных украинцев и представителей других стран, но и в инструмент распространения фейков. В защищенности Telegram как мессенджера уверенности давно нет, несмотря на заверения Павла Дурова. То есть репутация этого сервиса не лучшая. И наверное, найдутся пользователи, которые не рискнут доверять ему свои платежные реквизиты и проводить платежи на этой платформе.

Цифровые чаевые: must-have для социальных платформ

Инструменты финансовой поддержки авторов превращаются в обязательный элемент современной социальной платформы, которая заботится и о своей аудитории, и об авторах, генерирующих контент и удерживающих аудиторию именно на этой платформе. Те сервисы, которые не позаботятся об инструментах донатов, не выживут, но эти донаты должны быть простыми и надежными одновременно, что реализовать не так просто.

Создание инструмента платежей может стать как преимуществом, так и недостатком социального сервиса. Ведь нередки случаи, связанные с фейковыми платежами или нарушением приватности, которые могут заставить авторов контента перейти на другую платформу.

Во времена высококонкурентного рынка социальных сервисов источником успеха может стать только создание защищенной среды взаимодействия, в том числе финансовой. В противном случае авторы контента и их аудитория могут перейти на другие платформы, которые могут быть не такими удобными, однако надежными и безопасными. Тем более что омниканальность — присутствие на различных платформах и общение на разных каналах — это устойчивый тренд коммуникации в социальных медиа.

Комментарии

Все новости