Facebook Pixel

Как хакеры и черные пиарщики заметают следы в информационных атаках

Константин Ткаленко
Управляющий партнер Affirmo Partners

В ноябре сотрудники британской фармкомпании AstraZeneca, одной из лидирующих фирм в разработке вакцины против COVID-19, подверглись фишинговой атаке.

Несколько сотрудников компании получили в Linkedin фейковые письма с предложениями о работе, отправленные с таких же фейковых аккаунтов.

Расследование показало — за атакой стояли северокорейские хакеры, а для сокрытия следов они регистрировали аккаунты на популярных российских почтовых сервисах, сообщал Reuters.

QuoteТактика «заметания следов» активно используется в информационных атаках в Украине.

Почему хакеры из КНДР решили подделать именно «российский след», а не притвориться выходцами из Австралии или ЮАР? Очевидно, потому что версия о южно-африканских киберпреступниках была бы менее правдоподобной и недостаточно «хайповой».

О хакерских группировках, находящихся на службе у российской разведки, в западных СМИ слагают легенды. Последние годы в США и Европе доминировала повестка борьбы с российским вмешательством в выборы или расследованием российских атак на стратегические предприятия разных стран.

Следовательно, в страшилку о «русских медведях» было бы легко поверить, а если не поверить, то выгодно использовать из политических соображений — и у Германии, и у Британии с Россией натянутые отношения.

Тактика «заметания следов» активно используется и в информационных атаках в Украине и работает схожим образом.

Если происходит черная медиакампания, естественной реакцией на неизвестный импульс будет вопрос «кто за этим стоит и что происходит?».

Тогда организаторы информационных кампаний должны дать самую простую и правдоподобную версию, отвечающую на возникший вопрос и объясняющую цепочку событий.

Одну из кампаний с использованием приема «переложения вины» наша экспертная команда разоблачила во время последних местных выборов.

Допустим, во время избирательной кампании в отношении одного из кандидатов на пост городского головы, представляющего партию «А» в одной из украинских областей, начинают выходить негативные публикации в СМИ.

Эти новости активно распространяют в социальных сетях боты, активно атакующие в комментариях и страницу самого кандидата от партии «А».

При мониторинге активности аккаунтов оказывается, что все они активно репостят и показательно поддерживают кандидата от партии «Б».

Вывод напрашивается сам собой: штаб кандидата «Б» заказал «мочилово» кандидата «А» в период избирательной кампании? На первый взгляд, так и есть.

QuoteЛегкие информационные манипуляции способны полностью поменять ход игры.

Но что, если кто-то просто захотел, чтобы в команде кандидата «А» заподозрили кандидата «Б» в нечестной игре и обе команды начали «мочить» друг друга?

Да и зачем кандидату от партии «Б» выступать против кандидата от партии «А», если они находились в переговорном процессе об объединении усилий?

А что, если за всей этой провокацией стояла на самом деле партия «В»? Впоследствии более детальное исследование подтвердило именно эту версию.

Легкие информационные манипуляции способны полностью поменять ход игры, сыграв на мышлении игроков.

Как прорастают семена, попав на благодатную, предусмотрительно сдобренную почву, так закрепляются и мысли в сознании. А если взрослый человек уверен, что пришел к какому-то выводу сам, — его не переубедить.

Как заявил профессор Сиракузского университета Уитни Филлипс в интервью Wired, человеческий мозг устроен так, чтобы соглашаться на простые ответы.

Ему свойственно принимать на веру то, что человек видит в интернете, вместо того, чтобы подвергать это критическому анализу. Если ложное сообщение затронуло какие‑то эмоции, например, вызвало гнев или ужас, оно автоматически превращается в правдоподобное.

Наш мозг является основным потребителем энергии и по своему устройству склонен ее экономить, поэтому ему удобнее формировать простые выводы, не требующие длительных размышлений.

В этой связи стоит также упомянуть про склонность к подтверждению своей точки зрения или предвзятость подтверждения.

QuoteСреди навыков, необходимых для работы в будущем, лидирует «критическое мышление».

Это тенденция человека искать и интерпретировать такую информацию или отдавать предпочтение такой информации, которая согласуется с его точкой зрения, убеждением или гипотезой.

Эффект проявляется сильнее в отношении эмоционально значимых вопросов и глубоко укоренившихся убеждений. Люди также склонны интерпретировать неоднозначные свидетельства таким образом, чтобы поддерживалась их точка зрения.

«Разделяй и властвуй» — базовая технология, сформированная военными и политическими стратегами разных частей света еще задолго до нашей эры. Не забывают об эффективности подхода и современные практикующие политтехнологи.


В августе 2020 года Всемирный экономический форум в докладе «Будущее профессий» опубликовал список из 10 навыков, необходимых в следующем году. В списке лидировало «критическое мышление».

Умение ставить под сомнение предлагаемую информацию к потреблению является базовым необходимым навыком сегодня для того, чтобы сохранить за собой право на формирование собственного мнения. В противном случае, ваше мнение кто-то сможет сформулировать за вас.

Поблагодарить 🎉
The Page Logo
У вас есть интересная колонка для The Page?
Пишите нам: [email protected]

Редакция не несет ответственности за содержание материала и может не разделять мнение его автора