Фото: КСУ/FB
21 декабря 2020 депутаты зарегистрировали в ВР законопроект «О конституционной процедуре». Его целью является урегулирование процедурной и процессуальной деятельности КСУ.
В частности, предъявляемым проектом приводятся в соответствие с конституционным требованием:
- порядок осуществления судом своих полномочий при рассмотрении дел конституционной юрисдикции;
- основания и порядок обращения к нему;
- процедура рассмотрения им дел;
- вынесение и исполнение его решений, предоставление выводов.
В целом, законопроект состоит из восьми разделов, первые пять из которых описаны в предыдущем материале The Page. Последние рассмотрим ниже.
Раздел VI законопроекта регулирует вопросы актов КСУ, выполнение его решений и выводов.
Устанавливаются:
- обязанность суда направлять постановление участнику и привлеченному участнику конституционного производства не позднее следующего рабочего дня после его вынесения;
- правовая природа обеспечительного приказа как исполнительного документа, выполнение которого является обязательным для всех органов госвласти, органов местного самоуправления, их должностных и служебных лиц, а также физических и юрлиц и их объединений на всей территории Украины.
Закрепляется возможность суда признавать акт (его отдельные положения) таким, что не соответствует Конституции в определенном аспекте (применение его определенным образом, к определенному судом кругу правоотношений или лиц и т.п.) без утраты действия в целом.
В то же время предполагается, что суд обязательно устанавливает особый срок (не менее одного месяца) для прекращения действия закона (его отдельных положений), которым установлена юридическая ответственность.
В части выполнения порядка исполнения решений и выводов суда, законопроект регулирует ситуацию, возникающую после вынесения судом своего решения или предоставления им своего заключения.
Абсолютной новеллой является внедрение института возмещения ущерба, причиненного действием и применением актов, признанных неконституционными.
Разделы VII и VIII предусматривают положения заключительного и переходного характера.
Заключительными положениями законопроекта:
- 1) решаются вопросы вступления закона в свою силу с предусмотренными особенностями для отдельных его статей;
- 2) дается поручение органам государственной власти в части разработки нормативно-правовых актов, предусмотренных этим законом, а также приведение существующих актов законодательства в соответствие;
- 3) вносятся изменения в действующее законодательство Украины, необходимые для обеспечения функционирования согласованной правовой базы в секторе конституционного судопроизводства (в частности, в части дисциплинарной ответственности судей КСУ).
В переходных положениях определяется юридическая судьба правоотношений, сложившихся ко дню вступления закона в силу, а также дел КСУ, по которым конституционное производство уже открыто судом.
Кроме указанного выше, в Заключительных положениях содержатся и другие интересные моменты.
Так, согласно п. 5 Конституционный суд в течение трех месяцев со дня вступления в силу данного закона должен привести свои внутренние акты в соответствие с ним.
Следовательно, после принятия регламент КСУ имеет право на свое существование, одновременно его положения не могут противоречить закону. Более того, само слово «регламент» заменяется на «внутренние акты, регламентирующие организацию работы Конституционного суда».
Кроме того, Заключительными положениями вносятся изменения и в процессуальные кодексы. Так, меняются основания пересмотра судебных решений по исключительным обстоятельствам.
Действующая норма имеет следующий вид. Основанием для пересмотра судебных решений в связи с исключительными обстоятельствами является установленная КСУ неконституционность (конституционность) закона, иного правового акта или их отдельного положения, примененного (не примененного) судом при решении дела, если решение суда еще не исполнено.
В то же время в проекте закона словосочетание «если решение суда еще не выполнено» предлагается убрать. Таким образом, предлагается расширить возможности в пересмотре судебных решений по исключительным обстоятельствам.
Кроме того, подать заявление о пересмотре судебного решения по исключительным обстоятельствам можно будет в течение 3 лет со дня вступления такого судебного решения в законную силу.
Также предлагаются и изменения в закон «О регламенте Верховной Рады».
Из ч. 11 ст. 147 регламента ВР предлагается исключить словосочетание «и по его положениям Конституционный суд Украины не сделал оговорок».
А значит, после утверждения изменений исчезнет противоречие между ст. 159 Конституции и ч. 11 ст. 147, ст. 149 закона о регламенте ВР в части имеющихся оговорок как основания для невозможности решения дальнейшего вопроса о предварительном одобрении или принятии законопроекта.
В связи с указанными изменениями меняются и ст. 149 закона «О регламенте ВРУ».
Ч. 5 ст. 149 регламента ВР будет иметь следующий вид:
«Верховная Рада может рассмотреть вопрос и принять решение о предварительном одобрении законопроекта в соответствии со ст. 155 Конституции или принятия законопроекта в соответствии с ч.1 ст. 156 Конституции при условии, что такой законопроект по заключению КСУ соответствует требованиям ст. 157, 158 Конституции».
То есть данная статья будет приведена в соответствие ст. 159 Конституции.
Поэтому больше Верховная Рада не будет продолжать работу над законопроектом из-за имеющихся в заключении КСУ оговорок к его положениям.
Кстати, подобные изменения уже предлагались на рассмотрение Верховной Рады одним из авторов проекта закона 4533 Совгир Ольгой Владимировной — в проекте закона 2472. Однако он в 2019 году не прошел даже первое чтение.
Интересно, что нарушение правил отвода (самоотвода) предлагается считать грубым дисциплинарным проступком, что является основанием для увольнения.
Такие изменения предлагается внести в закон «О Конституционном суде», дополнив его соответствующей ст. 21-1.
Весьма сомнительным выглядит предложение о предоставлении ежегодного отпуска всем судьям одновременно (изменения в ст. 28 закона о КСУ).
Учитывая, что продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска судьи Конституционного суда составляет 30 рабочих дней, одновременное предоставление отпуска всем судьям приведет к фактической остановке рассмотрения дел, что, со своей стороны, недопустимо в демократической стране.
Кстати, такие изменения уже предлагались в проекте закона 3300, который не дошел и до первого чтения.
Вместе с тем предлагается увеличить количество голосов, необходимых для принятия решения суда.
Так, согласно предложенной норме, изложенной в ч. 11 ст. 38 проекта, решение суда является принятым Большой палатой, а его вывод — предоставленным, если за это проголосовали не менее 12 судей КС.
Сейчас для принятия решения достаточно, чтобы за это проголосовало 10 судей.
Законопроект еще не прошел первое чтение. Поэтому, после этого и подготовки ко второму чтению он может еще претерпеть существенные изменения.
Редакция не несет ответственности за содержание материала и может не разделять мнение его автора