Facebook Pixel

Законно ли Кабмин отменил мораторий на проверки бизнеса

Назар Михайлов
Член Ассоциации юристов Украины

Заигрывание с бюджетным законодательством переходит на новый уровень. Ни для кого уже не секрет, что с его помощью неоднократно пытались менять правила игры в сфере взимания налогов и сборов.

Так, изменениями в закон «О Госбюджете Украины на 2020 год» от 17 сентября 2020 года Кабмину предоставлены полномочия сокращать определенные запреты, ограничения, установленные на период карантина.

Коротко это звучит так:

«В период действия карантина, установленного Кабмином с целью предотвращения распространения на территории Украины COVID-19, предоставить право Кабмину сокращать срок действия ограничений, запретов, льгот и гарантий, установленных законами, принятыми с целью предотвращения возникновения и распространения COVID-19, кроме случаев, когда указанное может привести к ограничению конституционных прав или свобод личности».

Со своей стороны правительство постановлением «О сокращении срока действия ограничения в части действия моратория на проведение некоторых видов проверок» № 89 от 03.02.2021 года позволило проводить:

  • временно остановленные документальные и фактические проверки, которые были начаты до 18 марта 2020 года и не были завершены;
  • документальные проверки, право на проведение которых предоставляется с соблюдением требований п. 77.4 ст. 77 Налогового кодекса;
  • документальные внеплановые проверки по основаниям, определенным подпунктами 78.1.1 и/или 78.1.4 п. 78.1 ст. 78 НК, субъектов хозяйствования реального сектора экономики, которые сформировали налоговый кредит за счет оформления рисковых операций по приобретению товаров/услуг (из перечня рисковых налогоплательщиков, определенных в рамках работы ВСК ВРУ по вопросам расследования обнародованных в СМИ фактов возможных коррупционных действий должностных лиц органов госвласти, которые привели к значительным потерям доходной части госбюджета Украины);
  • документальные внеплановые проверки налогоплательщиков, в отношении которых получена налоговая информация, свидетельствующая о нарушении плательщиком валютного законодательства в части соблюдения предельных сроков поступления товаров по импортным операциям и/или валютной выручки по экспортным операциям;
  • документальные внеплановые проверки на основаниях, определенных подпунктами 78.1.12, 78.1.14, 78.1.15, 78.1.16 п. 78.1 ст. 78 НК.

Получив такой подарок, налоговые органы уже печатают приказы на проведение проверок и готовятся к корриде с бизнесом. Но действительно ли эти полномочия восстановлены?

  • Конституционный суд в решении от 22 мая 2008 года отметил, что законом о Госбюджете нельзя вносить изменения в другие законы, останавливать их действие или отменять их, поскольку по объективным причинам это создает противоречия в законодательстве и, как следствие, отмену и ограничение прав и свобод человека и гражданина.

В случае необходимости остановки действия законов, внесения в них изменений и дополнений, признания их недействительными должны использоваться отдельные законы.

  • Другим решением от 27.02.2020 года КСУ подтвердил: Кодексом нельзя вносить изменения в другие законы Украины, останавливать их действие или отменять их, а также устанавливать другое (дополнительное) законодательное регулирование отношений, отличное от того, которое является предметом специального регулирования другими законами Украины.

Налоговым кодексом Украины, ст. 2, гарантировано, что изменение положений НК может осуществляться исключительно путем внесения изменений в него.

И п. 5.2 ст. 5 Налогового кодекса указывает, что в случае, если нормы других актов противоречат нормам Кодекса, для регулирования отношений налогообложения применяются понятия, термины, правила и положения НК.

Пунктом 522 подраздела 10 раздела ХХ «Переходные положения» ПНК установлен мораторий на проведение документальных и фактических проверок на период с 18 марта 2020 года по последний календарный день месяца (включительно), в котором завершается действие карантина, установленного Кабмином.

Бюджетный кодекс в ст. 3 устанавливает, что бюджетный период для всех бюджетов Украины составляет один календарный год, который начинается 1 января каждого года и заканчивается 31 декабря того же года. Непринятие Верховной Радой закона о Госбюджете до 1 января соответствующего года не является основанием для установления другого бюджетного периода.

Поэтому после окончания бюджетного года бюджет прекращает существовать независимо от его выполнения, уступая место бюджету следующего года.

Соответственно, со вступлением в силу 1 января 2021 года закона «О госбюджете на 2021 год» закон «О госбюджете на 2020 год» не действует. А закон о бюджете на 2021 год не содержит положения о продлении действия бюджета 2020 года.

В связи с чем можно утверждать, что постановление Кабмина о сокращении срока действия ограничения в части действия моратория на проведение некоторых видов проверок принято без надлежащих на то полномочий, на выполнение закона, который не действует, и на основании закона, который не действует.


Положение о моратории на проверки не изменено, не отменено и не исключено из Налогового кодекса, соответственно, проведение таких проверок является незаконным до наступления юридического события — календарного дня месяца (включительно), в котором завершается действие карантина, установленного Кабмином. И ни одно постановление не способно вносить изменения в Налоговый кодекс.

Поблагодарить 🎉
The Page Logo
У вас есть интересная колонка для The Page?
Пишите нам: [email protected]

Редакция не несет ответственности за содержание материала и может не разделять мнение его автора