Facebook Pixel

Университеты будущего: что реально уже сейчас и к чему готовиться Украине

Сергей Хорунжий
директор по развитию бизнеса онлайн-университета Аtom

Устаревшее образование — мировая проблема. Украина в этом смысле не единственная страна, нуждающаяся в изменениях. Год назад правительство анонсировало изменение системы финансирования вузов и планы по закрытию филиалов крупных университетов в нескольких городах.

Это западный подход к реформе. Подойдет ли нам зарубежный опыт — покажет время. Уже сейчас ясно одно: в ближайшее десятилетие вузы кардинально изменятся. То же самое ждет и весь процесс обучения. Какими будут университеты будущего?


Образование сегодня: с чем имеем дело

Объемы рынка edtech оцениваются более чем в $76 млрд. До 2027 года индустрия будет ежегодно расти на 18%. Элементы дистанционного обучения развиваются десятилетиями, и локдаун лишь усилил влияние этого тренда на образование. Оказалось, что стандартные занятия могут быть интерактивными и увлекательными.

В эпоху Просвещения университеты считались местом, где рождались открытия. Это была площадка возможностей и больших свершений. Мировые вузы хранят традиции, но стремятся к большему — созданию диджитал-среды для продуктивного обучения и развития «‎гибких»‎ навыков: коммуникабельности, эмпатии, умения работать в команде и находить нестандартные решения.

Постсоветские вузы частично утратили дух независимости и креативности. Последние лет десять мы пытаемся следовать по пути западных учебных заведений, поощряя в студентах самостоятельность и свободу. Но пока это чаще наблюдается в негосударственных программах обучения. Давайте посмотрим на глобальные тренды в образовании и то, как они могут проявиться в Украине.

Е-learning

Цифровое обучение будет играть все большую роль в образовании будущего. Есть мнение, что технологии увеличивают социальный разрыв между людьми. Мы безвылазно сидим в Zoom и мало видимся вживую. Отчасти это правда.

В традиционной аудитории мы сидим за партой и слушаем лектора, в онлайн-обучении то же самое, только обучение происходит откуда угодно. Я считаю, здесь должно быть нечто среднее — то, что объединяет лучшее из обоих форматов.

В чем я точно не сомневаюсь: технологии обеспечивают равный доступ к качественному образованию из любой точки мира.

Искусственный интеллект

Распознать речь, перевести текст, систематизировать данные для обработки — «‎умные»‎ системы справляются со всем этим гораздо быстрее и не менее эффективно, чем люди. Решения на основе ИИ можно использовать для смешанного и персонализированного обучения. В условиях пандемии, когда все избегают переполненных аудиторий, этот формат поможет студентам не терять в качестве знаний.

VR/AR

Потенциал этих технологий в образовании безграничен. Вместо изучения истории по учебнику — переносимся в события XVIII века, живые организмы из курса биологии рассматриваем вблизи Галапагосских островов, а не под микроскопом в аудитории. Звучит фантастически? Но это реальность многих зарубежных вузов. VR/AR способствуют более глубокому погружению в новый материал и улучшают запоминание.

Геймификация

Традиционные подходы вытесняет новая форма взаимодействия между студентом и преподавателем — educational entertainment. Обучение превращается в развлечение. Игровые элементы могут быть на занятиях и в домашних заданиях. Каждый студент — «‎‎игрок». Он осваивает новый материал, чтобы получить как можно больше баллов и пройти следующий «‎‎уровень».

Будто попадаешь в видеоигру, где соревнуешься с другими командами за рейтинги и призы. В реальности — это получение желаемой должности и заработка. Открытые сюжетные линии в содержании программы позволяют погружаться в темы плавно, и только закрепив как следует материал предыдущего урока.

Внимание к ментальному здоровью

Кроме развития конкретных профессиональных умений, не стоит забывать об общечеловеческих навыках. Это способности из категории mindfulness. Понятие похоже на soft skills, но гораздо шире. Такие навыки важны в любой специальности. Финансовая грамотность, построение эффективного общения в команде, развитие эмоционального интеллекта, внимания, осознанности, управления своим состоянием — то, что сопровождает нас всю жизнь, но этому мало где учат.

Отзывчивое менторство

Вместо устаревшего подхода «‎‎кнута и пряника» зарубежные программы обучения применяют «‎восстановительное правосудие»‎. Цель — выяснить мотивы и причины проступка студента. Возможно, он в который раз не выполняет домашнее задание, потому что ошибся с выбором направления, а изменить программу обучения ему не хватает смелости. В таком случае неудобство решается путем перехода на другое направление.

Я советую настроить в команде онбординг — регулярные собеседования и тестирование скиллов до старта учебы и в первые недели. Если выяснится, что у студента низкий уровень коммуникабельности, то ему нет смысла идти в продажи. Может, человек не любит и не хочет общаться с незнакомыми людьми. Именно в первый месяц свободного посещения и знакомства с общей программой и методологией обучения у него будет возможность изменить специальность.

В украинских вузах все инновации накладываются на морально устаревшую систему образования. Сегодня каждый может обучиться всему самостоятельно. Поэтому университетам нужно создать экосистему, в которой студент отправится в свободное плавание. Система должна не принуждать учиться, а мотивировать.

Все мы смотрели в детстве западные сериалы и знаем, насколько крутыми могут быть преподаватели, какая вдохновляющая обстановка бывает в университетах. В Украине есть все шансы достичь такого же уровня.

Поблагодарить 🎉
The Page Logo
У вас есть интересная колонка для The Page?
Пишите нам: [email protected]

Редакция не несет ответственности за содержание материала и может не разделять мнение его автора