Больше всего от карантина в период действия ограничений в сфере ведения бизнеса пострадали предпринимательские организации, предоставляющие услуги в отдельных отраслях экономики, например, авиаперевозчики.
Сегодня практически все авиакомпании либо значительно сократили свою деятельность, либо столкнулись с необходимостью прекращения своей деятельности. Есть отдельные примеры того, как провайдеры услуг в сфере пассажирских перевозок уже инициировали процедуры банкротства.
В связи с этим важно указать на то, что рынок пассажирских перевозок по своей природе является международным. Это создает определенные дополнительные сложности для реализации процедур банкротства.
В этом контексте интересно рассмотреть отдельные примеры того, как правила в сфере трансграничных банкротств помогают решить еще и правовые коллизии, которые обычно значительно затрудняют эффективное проведение процедур банкротства.
Целью таких процедур прежде всего является обеспечение одинакового обращения со всеми кредиторами, где бы они не находились. Таким примером, кажется, может стать нарушение процедуры урегулирования долгов «Тайских авиалиний» — Thai Airways International Public Company Limited (Thai Airways).
Открытие производства в соответствии с законодательством Таиланда о банкротстве было инициировано 26 мая 2020 года. Было предложено ввести процедуру реорганизации должника. Центральный суд по банкротству Таиланда 27 мая 2020 года возбудил дело о несостоятельности должника и ввел мораторий.
По делу о несостоятельности компании Thai Airways был разработан план реорганизации, который должны были одобрить основные кредиторы — кредиторы с крупнейшими требованиями.
Важно отметить, что принятие условий реорганизации является необходимой процедурой, поскольку, согласно плану, предполагалось сокращение количества самолетов компании-должника. Кроме того, план реорганизации содержал предложение оставить бюджетного перевозчика Thai Smile как операционную единицу для продолжения использования части авиапарка компании.
С целью выполнения этого требования законодательства о банкротстве в Австралии была инициирована процедура признания несостоятельности указанного производства по делу.
Инициаторы признания несостоятельности иностранной процедуры ссылались на соответствующие положения Типового закона ЮНСИТРАЛ, который был инкорпорирован в действующее законодательство Австралии о банкротстве. Иностранные представители ходатайствовали перед Федеральным судом Австралии о признании иностранного производства как основного.
3 августа 2020 года суд выдал приказ о приостановлении распоряжения имуществом должника, находящегося на территории Австралии.
Интересным представляется обоснование того, почему суд, признавая несостоятельность иностранного производства по делу, установил, что оно подпадает под критерии, приведенные в Типовом законе ЮНСИТРАЛ и законодательстве о банкротстве Австралии.
Так, суд согласился с тем, что процедура, возбужденная в Таиланде, является коллективной процедурой. Она проводится согласно правилам законодательства о банкротстве, имущество должника находится под контролем суда, активы должника могут использоваться для целей, предусмотренных действующим законодательством, в соответствии с правилами, регулирующими проведение процедур реорганизации и ликвидации.
Аналогичная процедура проходит в Великобритании с октября 2020 года.
Признание несостоятельности производства по делу в иностранных юрисдикциях является необходимой процедурой в этом деле и важным шагом к успешному утверждению плана реорганизации компании Thai Airways, которое планируется завершить в марте-апреле текущего года.
Редакция не несет ответственности за содержание материала и может не разделять мнение его автора