Facebook Pixel

Фонд гарантирования вкладов подал иск против Жеваго на 46 млрд грн

4 января Фонд гарантирования вкладов физических лиц подал иск в Хозяйственный суд г. Киев против украинского миллиардера Константина Жеваго, владельца АО «Банк «Финансы и кредит», о возмещении убытков банка и его кредиторов на сумму почти 46 млрд грн.

Иск в Украине стал возможным, в том числе благодаря документам и доказательствам, собранным по делу против Жеваго, которое рассматривал Высокий Суд Англии и Уэльса. Британский суд признал достаточными основания для всемирного ареста активов Жеваго и получил его подпись под обязательством не уклоняться от участия в судебном процессе в Украине.

Quote«Мы получили финальные выводы от лондонских юристов летом этого года и начали готовиться к процессу в Украине, – отметил заместитель директора-распорядителя Фонда Виктор Новиков. – У нас крепкая доказательная база – более 7 тыс. оригиналов и копий документов: писем, описаний схем и материалов кредитных дел общим объемом около 300 тыс. страниц».

В чем обвиняют владельца банка

«Финансы и кредит» обанкротился из-за схемного вывода средств путем кредитования компаний, аффилированных с Константином Жеваго, подчеркивают в Фонде.

В деле установили, что в схемах вывода средств (нанесение ущерба), кроме банка, были задействованы связанные компании-заемщики, имущественные поручители и нерезиденты – поставщики товаров. Все эти юрлица, включая банк, контролировались в конечном итоге Жеваго.

При кредитовании использовалась схема перекрестного обеспечения (сross-collateralization): банк принимал в залог по кредиту обеспечение по другому кредиту того же или иного связанного заемщика — преимущественно неликвидное имущество с безосновательно завышенной стоимостью (в отдельных случаях в сотни раз).

Что именно «Финансы и кредит» брали в качестве залога у компаний Жеваго:

  • отходы обогащения железных руд (это часть государственного фонда недр, принадлежащего народу Украины, и согласно законодательству не может выступать залогом);
  • права на получение несуществующих товаров по контрактам связанным с Жеваго заемщиками с его же иностранными компаниями;
  • права требования товаров/денежных средств по контрактам, которых никогда не возникало;
  • акции связанных с банком компаний-заемщиков с завышенной стоимостью.

Аффилированные заемщики как минимум с 2011 года перечисляли значительную часть кредитов компаниям-нерезидентам, например, как аванс за поставку товаров. Никакой поставки товаров по этим контрактам не было.

В Фонде отметили, что все компании-нерезиденты были: а) подконтрольны владельцу банка и б) априори не могли выполнить заключенные контакты из-за незначительного размера бизнеса, отсутствия необходимых производственных мощностей, запасов готовой продукции или активов и т. д. Некоторые компании вообще не осуществляли деятельность и не отражали в отчетности поступления средств по контрактам.

Однако банк выдавал заемщикам новые и новые транши по кредитам, которые вновь перечислялись нерезидентам. На основании новых контрактов возвращались средства по предыдущим. Схема работала до августа 2014 года, когда компании-нерезиденты прекратили возврат средств. Права требования к этим компаниям были переданы банку в залог по новым кредитам.

Из-за этих схем из ФиК было выведено более $223,1 млн и 18,4 млн евро.

Quote«Выгодоприобретатель в этой схеме – непосредственно Жеваго», — считают в Фонде.

Общий размер причиненного банку убытков от кредитования связанных с его владельцем компаний составляет почти 46 млрд грн.

Контекст

В марте 2016 года ликвидатор банка обратился к стражам порядка с заявлением о преступлении из-за списания с корсчетов в Meinl Bank AG и Bank Frick & Co AG средств банка на $113 млн якобы за невозвращение компанией Nasterno Commercial Ltd. кредитов этим банкам под залог денег на корсчетах АО «Банк «Финансы и кредит».

По этому эпизоду в сентябре 2019 года Государственное бюро расследований объявило Константину Жеваго подозрение, а в июле 2021-го сообщило о его международном розыске. 28 декабря 2022 года Жеваго был задержан на горнолыжном курорте Куршевель во Франции.

По данным следствия, к этой схеме причастны бывший собственник и должностные лица банка. Материалы по одному из фигурантов, Демченко А.И. (бывший помощник Жеваго в Верховной Раде и номинальный владелец Nasterno Commercial Ltd.), выделены в отдельное производство. Гражданский иск банка к Демченко о взыскании 2,5 млрд грн удовлетворен в полном объеме.

Поблагодарить 🎉