Один из крупнейших производителей на автомобильном рынке Украины сообщил о начале процедуры банкротства.
Мы уже рассказывали, что над акционерным обществом «Автомобильная Компания «Богдан Моторс» сгустились тучи. Главный сборочный завод, выпускавший автомобили, спецтехнику и оборудование для Министерства обороны, превращен в овощные склады торговой сети «АТБ», а работавшие на нем высококлассные специалисты попали под сокращение.
Причина – в значительном сокращении государственных закупок военной и коммунальной техники в пользу продукции других стран, в первую очередь Беларуси и Чехии. Если прошлый год мультипрофильная компания завершила с чистой прибылью 273 млн грн (в 10,6 раза больше, чем в 2018-м), то нынешний — с отрицательным сальдо. Косвенно о ситуации можно судить по общей сумме выплаченных налогов и сборов: если год назад она составила без малого 385 млн грн, то за 11 нынешних месяцев — едва превысила 120 млн грн.
Фактически годовое аккумулирование долгов и невозможность обслуживать ранее привлеченные кредиты привели к тому, что «Богдан Моторс» находится в полушаге от банкротства. С подачи одного из кредиторов – Финансовой компании «Финворк» – Хозяйственный суд Днепропетровской области открыл производство по делу №904/6691/20 о банкротстве крупнейшей автомобилестроительной компании Украины.
«Условия, в которых сейчас выживает машиностроение Украины, являются наиболее неблагоприятными за последние два десятилетия, – говорится в безымянном пресс-релизе компании «Богдан Моторс». – Прошедший год стал рекордным по стечению неблагоприятных факторов для производителей автотранспорта. Произошло это из-за сочетания системных проблем в отрасли, в экономике страны и из-за общемирового кризиса, вызванного пандемией COVID-19. Машиностроительная отрасль ожидаемо стала «золушкой» чиновников и законодателей, поскольку ни один законопроект по поддержке и развитию отечественного производства так и не был принят».
В ноябре подобную процедуру пережил пятый из важнейших активов «Богдана» — концерн «Мегатерм» («Мега Авто Логистик»), одновременно являвшийся одним из крупнейших акционеров корпорации и поручителем по долговым обязательствам «Богдана» перед Укрэксимбанком, главным кредитором корпорации.

Фото: «Богдан Моторс»
ОАО «Автомобильная Компания «Богдан Моторс» является крупнейшим в стране производителей автобусов, троллейбусов, грузовиков и спецтехники. Производственные мощности корпорации (заводы в Луцке и Черкассах) рассчитаны на ежегодную сборку до 150 тыс. легковых автомобилей, до 9 тыс. автобусов и троллейбусов всех классах плюс 15 тыс. грузовиков и спецтехники. В состав «Богдан Моторс» входят 17 компаний, включая официальные представительства брендов Hyundai, JAC, GreatWall и Haval.
- Укрэксимбанк
«Отечественные производители так и не получили доступа к дешевым финансам, которые могли бы значительно усилить производственные мощности предприятий и увеличить оборотные ресурсы, – резюмирует пресс-служба. – Получить кредитование для обеспечения выполнения государственных заказов до сих пор является проблемой. Взамен государство делает все, чтобы подвергнуть сомнению уже полученные кредиты».
Речь идет об возбужденном год назад столичным Хозсудом деле (№910/18605/19) в интересах Кабмина и Укрэксимбанка «О признании недействительным договора от 21.06.2018 года о реструктуризации обязательств ответчика перед Укрэксимбанком погасить 1,3 млрд грн задолженности до 25.12.2031 г.». По мнению автомобилестроителей, прокуратура затягивает рассмотрение дела из-за отсутствия аргументации, нанося урон репутации корпорации.
«Мы неоднократно говорили о том, что кредит брался для строительства заводов, — комментировал реструктуризацию пресс-секретарь концерна Сергей Красуля. — Но в условиях катастрофического обвала авторынка, финансового кризиса, девальвации гривны, отсутствия господдержки и финансирования это привело к тому, что мы были не в состоянии обслуживать кредит. И банк пошел нам навстречу». В середине прошлого года НАБУ провело досудебное расследование о возможном злоупотреблении служебным положением ряда высших должностных лиц Укрэксимбанка. В частности, детективы искали «доказательства неоправданно лояльных кредитов и других договоров и дополнительных соглашений к ним, приведшие к тяжелейшему финансовому положению банка. Который, напомним, по классификации НБУ, является одним из трех системно важных банков страны.
Одобривший реструктуризацию, глава Укрэксимбанка Александр Гриценко, назначение которого лоббировал президент Петр Порошенко, в ноябре 2019 года был задержан ГПУ по подозрению в создании преступной организации, хищении имущества и отмывании $506 млн.
«Заявленный январский локдаун в Украине будет иметь все шансы окончательно похоронить украинскую экономику, – говорится в заявлении «Богдан Моторс». – Поскольку кроме громких заявлений, которые лишь усиливают панические настроения и ожидания, не делается никаких системных шагов для поддержки производственного сектора экономики».
- «УниКредит Банк»
Но Укрэксимбанк — не единственное финансово-кредитное учреждение, у которого есть претензии к «Богдану». Так, 28 сентября Верховный Суд оставил без изменений постановление Киевского апелляционного суда (дело №824/198/19) о выполнении решения Международного арбитражного суда Международной торговой палаты по иску «УниКредит Банк АГ» о взыскании с «Богдан Моторс» задолженности в размере 11,4 млн евро.

Фото: Администрация Президента Украины
Олег Гладковский — давний бизнес-партнёр Петра Порошенко, в 2005 году они основали «Богдан Моторс». Став президентом, г-н Порошенко назначил г-на Гладковского председателем Межведомственной комиссии по политике военно-технического сотрудничества и экспортного контроля плюс первым заместителем Секретаря Совета национальной безопасности и обороны Украины.
- Министерство обороны Украины
Параллельно НАБУ и САП (Специализированная антикоррупционная прокуратура) ведут расследование «о растратах государственного имущества в особо крупных размерах служебными лицами МО и Генштаба ВСУ в 2015-2018 гг., внесшими в оборонный госзаказ спецавтотранспорт и осуществившими его закупку по завышенным ценам». В рамках расследования 17 октября 2019 года владелец «Богдана» Олег Гладковский был задержан при попытке вылететь в Брюссель на открытие выставки Bus World. Ранее ему сообщили о подозрении в нарушении статей УК (ч.2 ст. 364 и ст. 366-1) об утаивании доходов и злоупотреблении служебным положением. И инкриминируют нанесение государству убытков в 17,4 млн грн.
«Дело в закупке для нужд оборонной сферы грузовиков МАЗ, которые перебрендировались в автомобили «Богдан», проходя отверточную сборку на предприятии Гладковского, — прокомментировал версию задержания нардеп Сергей Лещенко. — Он обеспечил включение этих грузовиков в оборонный госзаказ и последующую закупку без проведения тендера и при наличии явного конфликта интересов. В 2015-м по этому госзаказу были поставлены 120 грузовиков, произведенных «Богданом». В последующие годы объем заказа увеличился до 150 шт./год. При этом Минобороны отказалось от украинских грузовиков КрАЗ (их стоимость на 10% ниже, плюс КрАЗ давал гарантию на пять лет, а не на два, как «Богдан»).
Все идет к тому, что компания г-на Гладковского повторит путь некогда крупнейшего европейского производителя грузовиков, ХК «АвтоКрАЗ» — оставшись без госзаказов, тот обанкротился в прошлом месяце.

Фото: «Богдан Моторс»