Вариант для тех, кто раньше вообще не ездил на автомобиле или только на продукции экс-советского автопрома вроде ВАЗ и ГАЗ.
Каждый пятый житель планеты — китаец, как и каждый третий автомобиль. Самое позднее к 2025 году половина всех новых автомобилей будут с клеймом Made in China. А вот Украина уже лет десять как не в тренде – в наших краях популяция автомобилей из Поднебесной стремительно уменьшается. А ведь были времена, когда казалось, что легковушки Made in China вот-вот станут доминантой на отечественном рынке: дистрибьюторы открывались пачками, дилерские сети росли как грибы, сборочные линии заработали в Черкассах, Кременчуге и Запорожье. В 2008-м продажи «чайнакаров» чуть не дотянули до 50 тысяч.
Но последовал резкий обвал продаж, и компании выстроились на выход. Для одних критичным стал экономический спад, для других — последовательное усиление экологических норм, для третьих – заградительные пошлины. Но главная причина – в недоверии покупателя. Наевшись дешевых, но постоянно ломающихся и быстро ржавеющих Maple, Dadi и Soueast, украинцы на себе прочувствовали всю горечь пословицы «мы не настолько богаты, чтобы покупать дешевые вещи». Свою роль сыграло и наплевательское отношение части операторов к сервисным обязательствам и поставке запчастей.

Фото: JAC
Jianghuai Automobile Co. – старожил на фоне других китайских брендов, представленных в Украине. «Цзянхуайская автомобильная компания» была основана в 1999 году, а уже через 12 лет налаживала сборку на черкасском автосборочном заводе «Богдан» с более чем 50-процентной локализацией. Правда, сейчас там склад АТБ и хранилище зеленого горошка.
В итоге сегодня «китайцы» по большей части решили проблемы с ломучестью и антикором, но ликвидность их продукции на вторичном рынке пока ниже плинтуса. С другой стороны, более качественные автомобили заметно подорожали, и теперь нам психологически трудно предпочесть продукцию КНР в сравнении с корейскими, японскими и европейскими брендами. Именно поэтому на нашем рынке из сорока брендов прижились только четыре. Три из них — Geely, Great Wall и особенно Chery — с каждой новой моделью все глубже проникают в ареалы обитания Kia, Renault, Ford, Citroen. И только JAC продолжает держать планку лоукостера.
К нам на тест попала самая компактная модель – кроссовер S2. Но несмотря на демпинговую стартовую цену в 330,9 тыс. грн, он так и не стал заметным игроком на украинском рынке. Почему?
Cпоры между сторонниками JAC по поводу того, именовать его «жаком» или «джаком», ведутся с первого дня появления бренда на нашем рынке. Сами китайцы настаивают на произношении «джей-эй-си», но легко отзываются и на французскую, и на английскую транскрипцию. А вот отечественные покупатели называют своих «китайцев» Джеки Чанами.
С пятиконечной эмблемой тоже все не так однозначно. Это не звезда с кокарды часового на площади Тяньаньмэнь и не древнекитайский пентакль, символизирующий взаимодействие пяти основных элементов. Перед вами просто стилизованная снежинка, вписанная в овал.

Таблица: Сергей Суховский
Бренд JAC сделал себе имя коммерческой техникой: вильчатыми погрузчиками, строительными самосвалами и миксерами оригинальной конструкции. А вот первые легковушки были лицензионными копиями Hyundai. Что для страны, исповедующей «копипаст» на национальном уровне, является верхом порядочности. И хотя с тех пор утекло много воды, китайские товарищи до сих пор оглядываются на братьев своих меньших. Вот и в облике S2 то и дело проскальзывают знакомые черты сразу нескольких моделей Hyundai.
Но и самобытности «эске» не занимать: не по-китайски сдержанная пластика, сбалансированное соотношение пропорций и элегантный росчерк подлокотной линии задних дверей. Такое ощущение, что приложивший руку к разработке внешности Серджо Пининфарина решил оставить фирменный автограф вроде изгиба Хофмайстера или арки Гандини.
Выбор моторов, типов привода, коробок передач и модификаций спартанский: только передний привод и исключительно 1,5-литровый «бензиновый» моторчик (113 л. с., 146 Нм), который в прошлой жизни назывался 4A91 и знаком нам, например, по Mitsubishi Colt последнего (2004 — 2012 гг.) поколения.

Фото: JAC
Что в этом хэтчбеке от кроссовера? Да ничего. Ни сколь-нибудь серьезного клиренса (183 мм), ни полноприводной трансмиссии – разве что рейлинги на крыше. Те, кому нужны проходимость или универсальность, наверняка выберут всепролазную «ниву» или более вместительный Sandero Stepway.
Хоть какой-то плюрализм мнений лишь в плане комплектаций (Luxury и Intelligent) и коробок передач: 5-ступенчатая «ручка» или 6-диапазонный вариатор экзотической марки Punch со спортивным и зимним режимами плюс возможность ручного переключения.
Внутренний мир паркетника – непримиримая борьба бюджетности с себестоимостью. Аккуратная подгонка и ровные зазоры, но при этом поющие сверчками панели. Мелкие шкалы приборов и монохромный экранчик размером со спичечный коробок вместо борткомпьютера и рядом приличная по отзывчивости операционки и звучанию динамиков медиасистема. Кресла выглядят и вовсе дизайнерскими, но при этом оббиты дешевым дерматином.
Но верх экономии – обозначения времен года вместо градусника забортной температуры. Такое решение можно объяснить только заботой о психосоматике водителя и пассажира. Мое знакомство с автомобилем начиналось при минусовой температуре, но найти клавиши подогрева руля и сидений мне так и не удалось. Вот тебе и максимальная комплектация… Их отсутствие на самых первых S2 три года назад импортер объяснил ошибкой карты комплектации и пообещал все исправить «уже во второй партии». Сколько там обещанного ждут? Ситуация усугублялась тем, что дерматин, который импортер упорно называет кожей, на морозе, мягко говоря, холодит. Аналогичная ситуация и с GPS-навигацией.

При колесной базе 2490 мм водителю и переднему пассажиру сидеть сравнительно вольготно, а вот сзади третий определенно будет лишним. Но и вдвоем на галерке будет мало места – сам за собой я не уселся. Сложнее, чем сидеть сзади, разве что залезать туда. Зауженный книзу дверной проем так и норовит испачкать джинсы грязью с торца колесной арки или широченного порога. При этом конструкторы заморочились с двухступенчатым алгоритмом фиксации дверей, берегущим их кромки в условиях тесных паркингов. За что им отдельное фей чан ганси.
В жертву дизайну экстерьера принесена и боковая обзорность, которую скрадывает задранная подоконная линия. Спасибо камере заднего вида — без нее езда задним ходом была бы тяжелой и нелюбимой работой. Сюда бы еще динамическую разметку да более высокое разрешение дисплея – и было бы совсем комфортно.
Внутренний мир багажника остался нераскрытым. В попытках добиться приемлемого удобства для сидящих сзади пассажиров и выкроить десяток кубометров для поклажи китайцы не преуспели ни в том, ни в другом. Солидная, на первый взгляд, величина полезного объема (450 л) трюма объясняется приплюсованным объемом подполья, занятого полноразмерной запаской. Багажник не только мелкий, но и малофункциональный: приличная погрузочная высота, ноль петель, крюков или сеток, хлипкая фанерка фальшпола плюс спинка дивана, которая складывается только целиком и образует при этом внушительную ступеньку.
Фото: Сергей Суховский
Эргономика водительского места возвращает нас опять в нулевые, где эта проблема была для «китайцев» не менее актуальной, чем невыносимый феноловый флер пластика. Вроде бы сегодня JAC проектирует салоны с учетом европейских антропометрических данных, но регулировки рулевой колонки по вылету нет вообще, а по высоте она мизерна. В итоге устроиться более или менее удобно можно либо «по рукам», либо «по ногам». Третьего не дано. Как и звукоизоляции – даже на задних сиденьях четко слышно, что происходит под капотом, что — в корпусе вариатора (особенно на 4000 об/мин) и что — в колесных арках.
Добавляют децибелов и пищащие к месту и не к месту покрышки Hankook Winter I*Cept iZ2 205/55 R16. Может быть, именно в них причина неоднозначной работы подвески. С одной стороны, сама по себе она не является источником шума, но работает неожиданно жестко. Любая дорожная помарка отрабатывается ощутимо пружинисто. Зато и пробить столь упругое шасси не так уж легко.
S2 можно рекомендовать как учебный автомобиль – у него удивительно нейтральное поведение и адекватный вариатор. На легитимных скоростях это понятный и предсказуемый автомобиль. Да, электроусилитель, словно бездна, поглощает львиную долю дорожной информации, но на первых порах она, скорее, сбивает с толку.
И если вы подумали, что однозначных плюсов у S2, помимо цены, нет, то ошиблись. За всю неделю тестов показатель уровня топлива не уменьшился ни на одно деление. Не знаю, в чем секрет – ездил я ежедневно, грел салон от души (дерматин тактильно оказался еще более холодным, чем кожа) и при этом дивился чудесам экономичности. Уверен, такая бережливость будет согревать покупателей получше печки.

Таблица: Сергей Суховский