Facebook Pixel
Русский военный корабль, иди нах*й.
Пожертвовать на армию
×

Релокация бизнеса в Украине во время войны: топ-10 вопросов

Антон Бабак
старший юрист ЮФ INTEGRITES
Фото: Free-Photos / Pixabay

Фото: Free-Photos / Pixabay

Чтобы помочь компаниям спасти производства от разрушений, украинское правительство запустило Программу по временному перемещению предприятий из пострадавших от войны регионов, в частности, в западные области. По состоянию на начало мая 2022 года уже около 500 предприятий переехали, 300 из них возобновили работу, еще 122 предприятия находятся в процессе переезда, сообщил глава комитета ВР по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики Даниил Гетманцев в Telegram.

Что нужно учесть компании, которая хочет переместиться в другой регион Украины – читайте дальше.

1. Кто может принять участие в программе?

Поучаствовать в правительственной программе просто. Следует подать в Минэкономики онлайн-заявку с основными сведениями о предприятии: название, адрес производства, специализация, возможность производить продукцию для нужд оборонной сферы, контакты, потребность в производственном помещении.

Присоединяйтесь к нам в соцсетях!

Приоритет имеют:

1) стратегические предприятия и компании, производящие товары первой необходимости;

2) предприятия, которые могут самостоятельно обеспечить демонтаж и перевозку своих мощностей к ближайшей станции АО «Укрзализниця».

Подписывайтесь на нас в Google News!

Вывоз предприятий осуществляется в случаях, когда существует такая логистическая возможность без чрезмерной угрозы водителям и железнодорожникам. В зоне непосредственных боевых действий и через гуманитарные коридоры релокация не проводится. Сейчас предприятия могут переехать в девять областей: Закарпатскую, Львовскую, Ивано-Франковскую, Тернопольскую, Хмельницкую, Черновицкую, Винницкую, южные территории Волынской и Ровенской областей.

2. Чем регулируется релокация бизнеса в Украине?

Реализация программы по релокации осуществляется на основе следующих нормативно-правовых актов:

· Постановление «Об особенностях работы акционерного общества «Укрпочта» в условиях военного положения» № 305 от 17 марта 2022 года: регламентирует бесплатную перевозку имущества отечественных предприятий, учреждений и организаций согласно перечню, который формируется Министерством экономики и передается в Министерство инфраструктуры;

· Распоряжение «Об утверждении плана неотложных мер по перемещению в случае необходимости производственных мощностей хозяйствующих субъектов с территорий, где ведутся боевые действия и/или есть угроза боевых действий, на безопасную территорию» № 246-р от 25 марта 2022 года: предусматривает план неотложных мер по перемещению в случае необходимости производственных мощностей хозяйствующих субъектов с территорий, где ведутся боевые действия и/или есть угроза боевых действий, на безопасную территорию.

Важно: компенсация расходов бизнеса на перемещение предприятий, которое было осуществлено самостоятельно за счет бизнеса, не предусматривается. Поэтому, если позволяют обстоятельства, следует отправлять заявки на Минэкономики и воспользоваться для релокации услугами Укрзализници и Укрпочты, услуги которых в рамках программы должны быть бесплатными.

Владельцы компаний, планирующих релокацию, имеют немало вопросов, как организовать и оформить работу компании на новом месте. Ниже отвечаем на наиболее актуальные.

3. Следует ли регистрировать компанию по месту релокации и как это сделать?

В условиях войны Единый государственный реестр юридических лиц, физических лиц-предпринимателей и общественных формирований (»ЄДР») работает в ограниченном функционале. Проведение государственной регистрации осуществляется только государственными регистраторами, включенными в особый перечень, который постоянно обновляется.

Релокация связана с физическим изменением местоположения бизнеса, которое может оформляться разными способами. Теперь можно зарегистрировать в «ЄДР» изменение местонахождения юридического лица или создание обособленного подразделения юридического лица. Органы местных властей, которые принимают переезжающие предприятия, безусловно заинтересованы в том, чтобы такие компании юридически оформляли свой переезд и новое местоположение и уплачивали налоги и сборы на новом месте. Следует отметить, что налоги и сборы подлежат уплате по месту новой регистрации уже с начала нового бюджетного периода, то есть с 2023 года.

Если вместе с переездом ваша компания подвергается внутренней реорганизации, тогда имеет смысл создать новое юридическое лицо. Это позволит передать необходимое имущество (оборудование, имущественные права) новому предприятию в другой местности. Однако такой способ подойдет далеко не всем, ведь передача прав по разрешительным документам другому юридическому лицу преимущественно невозможна или усложнена.

4. Может ли учредитель или руководитель предприятия делегировать полномочия другому человеку?

Многим учредителям или руководителям следует делегировать полномочия действовать от имени юридического лица. Возможность вносить дополнительного подписанта от имени предприятия в "ЄДР» уже восстановлена. Кроме того, государственные и частные нотариусы могут удостоверять доверенность от имени юридических лиц. Пока такие доверенности могут выдаваться без использования специальных бланков. Все эти регистрационные действия требуют письменного решения участников, оформленного протоколом с нотариальным удостоверением подписей.

5. На что обратить внимание при оформлении аренды коммерческой недвижимости?

Сейчас большинство государственных реестров не работают или имеют ограничения на доступ. Это оказывает существенное влияние на операции с недвижимым имуществом и земельными участками.

Лишь недавно частично заработал Государственный реестр прав на недвижимое имущество («Реестр недвижимости»), но доступ к нему получили лишь некоторые государственные регистраторы и нотариусы. С перечнем таких нотариусов можно ознакомиться по ссылке. Соответственно, в них можно получить выписку из Реестра недвижимости с актуальными сведениями о владельце, а также о технических и целевых характеристиках недвижимости, а также удостоверить сделки по аренде недвижимости, если срок аренды превышает 3 года.

Относительно аренды земли ситуация сложнее, ведь право аренды земельного участка возникает с момента государственной регистрации. По нашей информации, внесение соответствующих сведений в Реестр недвижимости сейчас невозможно. Следовательно, любые договоренности о правах аренды земельного участка не имеют юридической силы.

6. Как действует государство, чтобы помочь бизнесу в вопросах аренды?

По данным владельцев бизнеса, цены на аренду коммерческой недвижимости в западных регионах Украины существенно выросли. Поэтому государство пытается действовать, чтобы помочь предприятиям, вынужденным релоцироваться.

В частности, 1 апреля 2022 года Верховная Рада приняла Закон, наделяющий правительство полномочиями упростить процедуру аренды государственного и коммунального имущества в течение военного положения. Такое упрощение должно обеспечить оперативный процесс передачи в аренду необходимых помещений в государственной или коммунальной собственности релоцирующимся предприятиям и помочь урегулировать уровень арендной платы.

Кроме того, Фонд госимущества в сотрудничестве с Минэкономики уже подготовили проект Постановления о введении льгот для действующих арендаторов. Он предусматривает льготную арендную ставку (1 грн за 1 м²) в течение первых 6 месяцев аренды. Разница в арендной плате будет оплачиваться в установленный период после окончания военного положения.

Также, ГП «Прозорро.Продажи» по инициативе Минэкономики и при поддержке Минцифры запустили платформу цифрового взаимодействия для помощи в релокации бизнеса. Платформа, среди прочего, помогает соединить компании, нуждающиеся в релокации, и те компании, которые имеют свободные мощности и помещения и могут предоставить их в аренду нуждающимся в переезде.

7. Что делать с договорами, действующими на день введения военного положения, и новыми?

Релокация связана с заключением новых договоров, внесением изменений или прекращением действующих договоров. В частности, новые договоры будут заключаться:

· по перевозке оборудования и персонала;

· по аренде помещений для релокации с целью установления производственных мощностей и проживания персонала;

· с новыми поставщиками и клиентами;

· по подключению и предоставлению коммунальных услуг.

Во многом этому могут помочь органы местного самоуправления и государственные администрации. В частности, они заявляют о поддержке в поиске производственных помещений, общежитий для поселения работников, помощи при подключении к сетям. Также государство и международные организации работают над тем, чтобы помочь производителям сбывать свой товар или даже выкупают его, если он имеет гуманитарное или военное назначение.

Особое внимание нужно уделить текущим договорам, особенно если их выполнение невозможно в условиях войны. Если компания, ссылаясь на форс-мажорные обстоятельства, сообщила своим контрагентам о невозможности выполнить свои обязательства по договору, то релокация может изменить этот статус. Поэтому важно перед релокацией создать сводный регистр всех договоров и проанализировать возможное влияние релокации на каждый из них.

8. Можно ли перевести работников с одного места работы на другое?

Законодательное регулирование трудовых отношений в военное время постоянно претерпевает изменения. На период действия военного положения работодатель имеет право перевести работника на другую работу, не оговоренную трудовым договором, без его согласия (за исключением перевода на работу в другую местность, где продолжаются активные боевые действия). Такая работа должна быть не противопоказана работнику по состоянию здоровья, с оплатой труда не ниже среднего заработка по предыдущей работе и не должна угрожать жизни или нормальным жизненным условиям работника. Это называется «изменение существенных условий труда», и для того, чтобы это сделать, по новым правилам работнику не нужно предварительно сообщать об этом за 2 месяца.

В случае если персонал временно переводят в другую компанию, это можно оформить в форме договора о стажировке или договора аутстафинга (о предоставлении персонала). В таких случаях работодатель не меняется, но работник выполняет работу для новой компании. После окончания определенного периода или военного положения работники смогут вернуться к выполнению работы в пользу своего работодателя. Такая схема позволяет работодателям сохранить своих работников и их заработную плату, а также получить компенсацию такой заработной платы от новых компаний.

9. Как нанимать новых сотрудников во время военного положения?

На период военного положения отменяется требование соблюдать письменную форму трудового договора. При заключении трудового договора условие испытательного срока при принятии на работу может устанавливаться для любой категории работников. Работодатели могут заключать с новыми работниками срочные трудовые договоры на период действия военного положения или период замещения временно отсутствующего работника.

10. Нужно ли переоформлять лицензии и разрешения?

На период действия военного положения Кабмин ввел декларативный принцип получения права осуществлять хозяйственную деятельность без необходимости получать документы разрешительного характера, лицензии и т.д. Из более чем 600 разрешений и лицензий для бизнеса остались обязательными около 20 особых лицензий, например, об обращении с радиоактивными отходами или для производства лекарств. Кроме того, сроки действия действующих лицензий и документов разрешительного характера автоматически продлены на период военного положения.

Дополнительно правительство остановило сроки выдачи документов разрешительного характера, лицензий на время военного положения в Украине. Остановленные сроки подлежат восстановлению в течение месяца после прекращения или отмены военного положения.

Вместо вывода

Релокация внутри Украины – это возможность спасти бизнес, восстановить его работоспособность и повысить эффективность. Правительство и общественный сектор активно вовлекаются и помогают в этом процессе финансово (гранты, рассрочки по платежам, льготные тарифы) и организационно (базы данных недвижимости, помощь со сбытом продукции, контакты с местными предпринимателями и партнерами). Выбирая место для релокации, следует поинтересоваться у местных администраций программой поддержки релоцированных компаний.

Многие переехавшие компании после окончания войны планируют возобновлять деятельность в своих родных городах и селах, но не собираются прекращать работу там, куда они вынуждены были переехать. Таким образом, может произойти своеобразное масштабирование бизнеса и увеличение объемов по сравнению с довоенными. Следовательно, нужно подходить к выбору места и способа релокации стратегически, ведь новое место ведения бизнеса и его структура могут стать надежной основой для восстановления и развития бизнеса после войны.

The Page Logo
У вас есть интересная колонка для The Page?
Пишите нам: [email protected]

Редакция не несет ответственности за содержание материала и может не разделять мнение его автора

Комментарии

Все новости