Facebook Pixel

Реформа ГАСИ как она есть

Тарас Бондаренко
Ведущий юрист TOTUM LF

В последнее время активно идет обсуждение ликвидации ДАБИ и создания на ее замену трех новых структур.

То, что принято назвать реформой ДАБИ, фактически является значительно более широким понятием и может в очередной раз коренным образом изменить всю систему градостроительства в Украине.

Всем известное постановление № 218 (о ликвидации Государственной архитектурно-строительной инспекции от 13 марта 2020) не только непосредственно ликвидирует ГАСИ.

Telegram Logo
QuoteПредлагают ввести справку, не предусмотренную ни одним нормативно-правовым актом.

Также документ меняет процедуру получения разрешительных документов на строительство и принятия в эксплуатацию завершенных объектов. В частности, 218 постановлением утверждены так называемые «чек-листы», которые должны использоваться при выдаче разрешительных документов и вводе в эксплуатацию.

Постановление №219 («Об оптимизации органов государственного архитектурно-строительного контроля и надзора»), в свою очередь, образует новые органы на замену ГАСИ.

Из анализа 218 и 219 постановлений становится ясно, что они не укладываются в систему национального законодательства, касающегося градостроительной деятельности.

Поэтому появился проект закона «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно градостроительной и архитектурной деятельности» под номером 3336 от 14 апреля 2020 года.

Фактически законопроект призван «легализовать» принятые постановления и привести в соответствие с ними законодательство (как бы странно это не было).

Конечно, проект закона этим не ограничился, и в случае его принятия будут несколько откорректированы почти все правовые институты в сфере градостроительства.

Все это призвано побороть коррупцию в ГАСИ, о которой все говорят, но действительно ли это может помочь?

Проанализировав новые процедуры и чек-листы, там же можно найти ряд положений, которые вызывают значительное количество вопросов.

QuoteПроверка на соответствие ГСН и градостроительным условиям начинаться на стадии ввода в эксплуатацию.

Первым из них является справка от органов архитектуры, необходимо получать в случае, если для проекта не требуются градостроительные условия и ограничения. Эта справка не предусмотрена ни одним нормативно-правовым актом.

Процедура выдачи, сроки, перечень необходимых документов для получения ее также не установлены.

Поэтому, снижает ли коррупционные риски наделение такими дискреционными полномочиями органов архитектуры, которые в большинстве не могут похвастаться своей чистотой от коррупции – остается вопросом.

Еще одним принципиальным вопросом стали особенности новых чек-листов. Например, на стадии получения разрешения на начало выполнения строительных работ не будут анализироваться вопросы соответствия проекта строительства градостроительным условиям, строительным нормам и законодательству в целом.

Все выше перечисленные вопросы отданы под ответственность архитектору проекта и экспертной организации, которая дала положительное заключение.

Зато проверка на соответствие ГСН и градостроительным условиям и ограничениям начинается на стадии ввода объекта в эксплуатацию.

QuoteПреодоление коррупционных рисков такими механизмами — хороший пример эталонного украинского бюрократизма.

То есть, когда он уже фактически построен, а во многих случаях даже продан инвесторам, и изменить в нем что-либо — очень дорого или вообще невозможно, без его полного демонтажа.

В ситуации, когда средства на строительство уже потрачены, а объект продан за инвестиционными соглашениями, застройщик окажется между молотом в лице органа архитектурно-строительного контроля и наковальней в лице инвесторов.

В таком положении он согласится на любые «условия» ввода дома в эксплуатацию, ведь просто не будет другого выбора.

Поэтому преодоление коррупционных рисков такими механизмами — хороший пример эталонного украинского бюрократизма.

Напоследок стоит отметить, что выдача разрешений и принятие в эксплуатацию осуществляется «на основе» чек-листов, а не исключительно в их пределах, то есть потенциально заложена возможность государственных органов манипулировать этим понятием и отклоняться от прописанных в чек-листах пунктов.

The Page Logo
У вас есть интересная колонка для The Page?
Пишите нам: [email protected]
Warning icon Ошибка в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter Cmd + Enter Ctrl + Enter

Редакция не несет ответственности за содержание материала и может не разделять мнение его автора

Комментарии

Все новости