В последнее время активно идет обсуждение ликвидации ДАБИ и создания на ее замену трех новых структур.
То, что принято назвать реформой ДАБИ, фактически является значительно более широким понятием и может в очередной раз коренным образом изменить всю систему градостроительства в Украине.
Всем известное постановление № 218 (о ликвидации Государственной архитектурно-строительной инспекции от 13 марта 2020) не только непосредственно ликвидирует ГАСИ.
Предлагают ввести справку, не предусмотренную ни одним нормативно-правовым актом.
Также документ меняет процедуру получения разрешительных документов на строительство и принятия в эксплуатацию завершенных объектов. В частности, 218 постановлением утверждены так называемые «чек-листы», которые должны использоваться при выдаче разрешительных документов и вводе в эксплуатацию.
Постановление №219 («Об оптимизации органов государственного архитектурно-строительного контроля и надзора»), в свою очередь, образует новые органы на замену ГАСИ.
Из анализа 218 и 219 постановлений становится ясно, что они не укладываются в систему национального законодательства, касающегося градостроительной деятельности.
Поэтому появился проект закона «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно градостроительной и архитектурной деятельности» под номером 3336 от 14 апреля 2020 года.
Фактически законопроект призван «легализовать» принятые постановления и привести в соответствие с ними законодательство (как бы странно это не было).
Конечно, проект закона этим не ограничился, и в случае его принятия будут несколько откорректированы почти все правовые институты в сфере градостроительства.
Все это призвано побороть коррупцию в ГАСИ, о которой все говорят, но действительно ли это может помочь?
Проанализировав новые процедуры и чек-листы, там же можно найти ряд положений, которые вызывают значительное количество вопросов.
Первым из них является справка от органов архитектуры, необходимо получать в случае, если для проекта не требуются градостроительные условия и ограничения. Эта справка не предусмотрена ни одним нормативно-правовым актом.
Процедура выдачи, сроки, перечень необходимых документов для получения ее также не установлены.
Поэтому, снижает ли коррупционные риски наделение такими дискреционными полномочиями органов архитектуры, которые в большинстве не могут похвастаться своей чистотой от коррупции – остается вопросом.
Еще одним принципиальным вопросом стали особенности новых чек-листов. Например, на стадии получения разрешения на начало выполнения строительных работ не будут анализироваться вопросы соответствия проекта строительства градостроительным условиям, строительным нормам и законодательству в целом.
Все выше перечисленные вопросы отданы под ответственность архитектору проекта и экспертной организации, которая дала положительное заключение.
Зато проверка на соответствие ГСН и градостроительным условиям и ограничениям начинается на стадии ввода объекта в эксплуатацию.
Преодоление коррупционных рисков такими механизмами — хороший пример эталонного украинского бюрократизма.
То есть, когда он уже фактически построен, а во многих случаях даже продан инвесторам, и изменить в нем что-либо — очень дорого или вообще невозможно, без его полного демонтажа.
В ситуации, когда средства на строительство уже потрачены, а объект продан за инвестиционными соглашениями, застройщик окажется между молотом в лице органа архитектурно-строительного контроля и наковальней в лице инвесторов.
В таком положении он согласится на любые «условия» ввода дома в эксплуатацию, ведь просто не будет другого выбора.
Поэтому преодоление коррупционных рисков такими механизмами — хороший пример эталонного украинского бюрократизма.
Напоследок стоит отметить, что выдача разрешений и принятие в эксплуатацию осуществляется «на основе» чек-листов, а не исключительно в их пределах, то есть потенциально заложена возможность государственных органов манипулировать этим понятием и отклоняться от прописанных в чек-листах пунктов.
Редакция не несет ответственности за содержание материала и может не разделять мнение его автора