Facebook Pixel

Прогноз рынков на неделю. А цены все растут

Иван Компан
финансист, основатель First Kyiv Investment Club

Инфляция за октябрь. На этой неделе, в среду, 10 ноября, мы, скорее всего, получим очередное подтверждение того, что «временная» инфляция никуда не уходит — Бюро трудовой статистики США обнародует данные о потребительской инфляции. Согласно опросу ведущих экономистов, ожидается, что значение CPI (индекс потребительских цен) в октябре составит 5,8%, что намного выше, чем 5,4% в сентябре. Если прогноз сбудется, то темпы роста инфляции станут рекордными, выше локального максимума в 5,5%, достигнутого в 2008 году, и лишь чуть ниже (пока что?) «достижения» 1990 года в 6,4%. До пиковых значений периода «Великой инфляции», конечно, ещё далеко — в 1980 году CPI достиг 14,6%. Но если глянуть в сторону целевого показателя, составляющего 2%, то удаление тоже немалое.

Показатель базовой инфляции, исключающий цены на еду и горючее, ожидается на уровне 4,3%, что тоже выше, чем 4,0% в сентябре. Многие экономисты ожидают, что рост базовой инфляции продолжится и дальше, в основном, за счет роста цен на услуги. Всё естественно – экономика выходит из кризиса, пандемические ограничения ослабевают, люди опять начинают ходить в рестораны, кинотеатры и путешествовать, что провоцирует рост цен. Например, Bank of America ожидает значительного роста цен на авиаперевозки, которые всё еще на 25% ниже, чем до начала пандемии. И, по мнению банка, этого можно ожидать уже в ноябре. Особенно, учитывая, что сегодня Америка снимает ограничения на международные путешествия, введенные в марте 2020-го года, и разрешает въезд в страну иностранным путешественникам при наличии соответствующих сертификатов. Ожидается также рост цен на другие транспортные услуги и сопутствующие продукты, например, страхование перевозок и транспортных средств. Вполне закономерно также ожидать роста цен на гостиничные и прочие услуги, связанные с путешествиями.

Что-то, конечно, и подешевеет, например, одежда и другие потребительские товары в сезон рождественских распродаж, но в целом совершенно очевидно, что инфляция растёт и никуда уходить не собирается. Всё больше и больше компаний объявляют о повышении цен на фоне проблем с производственными цепочками и ростом цен на сырьё. А понятие «временности», используемое ФРС для объяснения своей стратегии, растягивается до бесконечности. Не хочется, конечно, проводить параллелей, пока ещё рано, но период «Великой инфляции» в США длился 17 лет, с 1965 по 1982. Немало!

Конечно же, главный вопрос для инвесторов состоит в том, какова будет дальнейшая реакция ФРС, объявившего о снижении объема выкупа облигаций на прошлой неделе. Руководство центрального банка не спешит принимать меры по ужесточению монетарной политики. Сокращение объемов покупки гособлигаций на $15 миллиардов в месяц вряд ли можно назвать решительным шагом. Если инфляция не снизится в ближайшие месяцы – а с чего бы ей снижаться? – то рано или поздно придется повышать процентную ставку. ФРС пообещал, что этого не случится раньше, чем закончится программа выкупа, что ожидается в июне. Рынок ставит на то, что во втором полугодии 2022-го стоит ждать двух повышений по 0,25%. Но останется ли позиция ФРС неизменной, если в ноябре и декабре рост цен не то, что не остановится, но и ускорится? В этой связи вспоминается январь 2019-го, когда глава ФРС Пауэлл совершенно неожиданно изменил проложенный курс, заявив, что повышений ставки больше не будет. И рынок, развернувшись на 180 градусов, рванул вперед. Как бы не случилось чего-то подобного, но только в обратную сторону.

Из других событий недели – сезон корпоративной отчетности продолжается. Несмотря на то, что пик пройден, в ближайшие дни нас ждут результаты многих известных компаний, среди которых Disney, PayPal, Palantir и многие другие. Также посмотрим, чем закончится IPO Rivian Automotive, одного из героев эры электромобилей, которое оценивают в $60 миллиардов.

Хорошей всем недели и удачных инвестиций!

Поблагодарить 🎉
The Page Logo
У вас есть интересная колонка для The Page?
Пишите нам: [email protected]

Редакция не несет ответственности за содержание материала и может не разделять мнение его автора