Facebook Pixel

Почему снижение учетной ставки является правильным, но запоздалым шагом НБУ

Богдан Данилишин
Председатель Совета НБУ, академик НАН Украины

Не понимаю постоянного ажиотажа относительно принятия решений по монетарной политике, особенно относительно уровня учетной ставки. Закон Украины «О НБУ» не выделяет какие-то особенные средства и методы денежно-кредитной политики.


Национальный банк установил учетную ставку на уровне 11 % с 31 января 2020 года, снизив ее на 2.5 п.п. Как эксперт могу сказать, что уровень учетной ставки должен находиться в пределах 7-8%. Он включает 4,1% (уровень инфляции в 2019 году) плюс 3 процентных пункта — уровень нейтральной ставки для Украины.

Снижение учетной ставки на 2.5 п.п. до 11% является правильным, но запоздалым шагом на пути смягчения монетарной политики.

QuoteСнижение учетной ставки на 2.5.п. до 11% является правильным, но запоздалым шагом на пути смягчения монетарной политики.

Нужно помнить, что согласно «Основным принципам денежно-кредитной политики на 2020 год и среднесрочной перспективе» учетная ставка больше не является ключевым инструментом денежно-кредитной политики. Этот предусмотренный в Конституции документ обязывает правление НБУ использовать все формы и средства ДКП (денежно-кредитной политики — прим. ред.).

Кроме того, фактическое влияние монетарной политики на протяжении 2019 года был даже более жестким, чем ожидало правление НБУ (тенденция началась во второй половине 2018 года и через временной лаг между принятием решения по монетарной политики и ее влиянием на инфляцию продлится в течение первой половины 2020 года), что может быть объяснено недооценкой влияния ревальвации гривны на замедление инфляции.

Несмотря на номинальное смягчения монетарной политики в течение всего 2019 года (учетная ставка на протяжении апреля-сентября снизилась на 1.5 п.п. до 16.5%), фактическое смягчение монетарной политики (на горизонте действия монетарной политики) началось только в последнем квартале 2019 года.

Монетарная политика 2019 года была логическим продолжением курса ужесточения монетарных условий 2018 года. Даже уменьшение уровня учетной ставки в январе 2020 года на 2.5 п.п. существенно не повлияет на смягчение монетарных условий в первой половине 2020 года.

Кроме того, в 2018-2019 годах правление НБУ совершило ряд грубых ошибок, которые повлияли на жесткие решения по монетарной политике.

Фактически ошибочные прогнозы и предположения привели к формированию сверхжесткой монетарной политики в 2019 году. Только вмешательство совета НБУ и мои выступления в прессе заставили правление НБУ прибегнуть к смягчению монетарных условий в конце 2019 года. Снижение учетной ставки на 2 п.п. до 13,5 % было запоздалым шагом на пути смягчения монетарной политики.

QuoteФактически ошибочные прогнозы и предположения привели к формированию сверхжесткой монетарной политики в 2019 году.

Запоздалым было решение относительно поднятия лимита интервенций на валютном рынке до $50 млн в день. Это надо было делать еще в начале ноября. В условиях, когда показатель инфляции за последний год составляет 4,1%, наблюдается фактически промышленная дефляция, показатель учетной ставки на начало 2020 года на уровне 13,5% можно было бы считать тормозным на пути смягчения монетарной политики.

К снижению учетной ставки правление подтолкнула резкая критика со стороны совета НБУ и общественности. Деятельность правления НБУ, которое сдерживало снижение учетной ставки, нанесла существенный удар дальнейшему экономическому росту, привела к замедлению кредитования экономики, к росту дисбалансов во внешней торговле.

Это еще раз доказывает, что нынешняя политика НБУ является ситуативной, не подкрепленной реальными научными обоснованиями, она направлена на увеличение зависимости от внешнего финансирования и делает Украину уязвимой к экстраординарным событиям, какими были кризисы 1998 и 2008 годов.

Медленное снижение учетной ставки на фоне низкой инфляции делает проблематичным кредитование крупных предприятий в национальной валюте.

QuoteМедленное снижение учетной ставки на фоне низкой инфляции делает проблематичным кредитование крупных предприятий в национальной валюте.

Это также является «перегревом» монетарной политики: когда значения инфляции ниже, чем инфляционный таргет, то могут представлять реальную опасность для дальнейшего роста ВВП и наполнения государственного бюджета.

Грубые ошибки правления НБУ в конце 2018-го и в начале 2019 года с установлением учетной ставки на основе ошибочных предположений и прогнозов имеют далеко идущие последствия и, возможно, имеют признаки торможения политики ускоренного развития страны.

Можно сказать, что восстановление кредитования в 2019-м провалено. Даже если правление Нацбанка снизило бы учетную ставку на 3% на заседании 12 декабря или на 2.5 % 30 января, то это кардинально не переломит ситуацию — начинать снижение ставки нужно было еще весной (о чем я говорил и писал неоднократно).

Сейчас реальная ставка для Украины должна составить до 7-8% годовых (уровень нейтральной ставки для Украины — 3%), учитывая также нынешний уровень инфляции по индексу потребительских цен.

Поблагодарить 🎉
The Page Logo
У вас есть интересная колонка для The Page?
Пишите нам: [email protected]

Редакция не несет ответственности за содержание материала и может не разделять мнение его автора