Не понимаю постоянного ажиотажа относительно принятия решений по монетарной политике, особенно относительно уровня учетной ставки. Закон Украины «О НБУ» не выделяет какие-то особенные средства и методы денежно-кредитной политики.
Национальный банк установил учетную ставку на уровне 11 % с 31 января 2020 года, снизив ее на 2.5 п.п. Как эксперт могу сказать, что уровень учетной ставки должен находиться в пределах 7-8%. Он включает 4,1% (уровень инфляции в 2019 году) плюс 3 процентных пункта — уровень нейтральной ставки для Украины.
Снижение учетной ставки на 2.5 п.п. до 11% является правильным, но запоздалым шагом на пути смягчения монетарной политики.
Снижение учетной ставки на 2.5.п. до 11% является правильным, но запоздалым шагом на пути смягчения монетарной политики.
Нужно помнить, что согласно «Основным принципам денежно-кредитной политики на 2020 год и среднесрочной перспективе» учетная ставка больше не является ключевым инструментом денежно-кредитной политики. Этот предусмотренный в Конституции документ обязывает правление НБУ использовать все формы и средства ДКП (денежно-кредитной политики — прим. ред.).
Кроме того, фактическое влияние монетарной политики на протяжении 2019 года был даже более жестким, чем ожидало правление НБУ (тенденция началась во второй половине 2018 года и через временной лаг между принятием решения по монетарной политики и ее влиянием на инфляцию продлится в течение первой половины 2020 года), что может быть объяснено недооценкой влияния ревальвации гривны на замедление инфляции.
Несмотря на номинальное смягчения монетарной политики в течение всего 2019 года (учетная ставка на протяжении апреля-сентября снизилась на 1.5 п.п. до 16.5%), фактическое смягчение монетарной политики (на горизонте действия монетарной политики) началось только в последнем квартале 2019 года.
- Читайте также: В этом году внешним кредиторам страны нужно отдать $7,1 млрд
Монетарная политика 2019 года была логическим продолжением курса ужесточения монетарных условий 2018 года. Даже уменьшение уровня учетной ставки в январе 2020 года на 2.5 п.п. существенно не повлияет на смягчение монетарных условий в первой половине 2020 года.
Кроме того, в 2018-2019 годах правление НБУ совершило ряд грубых ошибок, которые повлияли на жесткие решения по монетарной политике.
Фактически ошибочные прогнозы и предположения привели к формированию сверхжесткой монетарной политики в 2019 году. Только вмешательство совета НБУ и мои выступления в прессе заставили правление НБУ прибегнуть к смягчению монетарных условий в конце 2019 года. Снижение учетной ставки на 2 п.п. до 13,5 % было запоздалым шагом на пути смягчения монетарной политики.
Фактически ошибочные прогнозы и предположения привели к формированию сверхжесткой монетарной политики в 2019 году.
Запоздалым было решение относительно поднятия лимита интервенций на валютном рынке до $50 млн в день. Это надо было делать еще в начале ноября. В условиях, когда показатель инфляции за последний год составляет 4,1%, наблюдается фактически промышленная дефляция, показатель учетной ставки на начало 2020 года на уровне 13,5% можно было бы считать тормозным на пути смягчения монетарной политики.
К снижению учетной ставки правление подтолкнула резкая критика со стороны совета НБУ и общественности. Деятельность правления НБУ, которое сдерживало снижение учетной ставки, нанесла существенный удар дальнейшему экономическому росту, привела к замедлению кредитования экономики, к росту дисбалансов во внешней торговле.
- Читайте также: Проблемы Apple через коронавирус и отчеты Facebook: обзор мировых экономических новостей
Это еще раз доказывает, что нынешняя политика НБУ является ситуативной, не подкрепленной реальными научными обоснованиями, она направлена на увеличение зависимости от внешнего финансирования и делает Украину уязвимой к экстраординарным событиям, какими были кризисы 1998 и 2008 годов.
Медленное снижение учетной ставки на фоне низкой инфляции делает проблематичным кредитование крупных предприятий в национальной валюте.
Это также является «перегревом» монетарной политики: когда значения инфляции ниже, чем инфляционный таргет, то могут представлять реальную опасность для дальнейшего роста ВВП и наполнения государственного бюджета.
Грубые ошибки правления НБУ в конце 2018-го и в начале 2019 года с установлением учетной ставки на основе ошибочных предположений и прогнозов имеют далеко идущие последствия и, возможно, имеют признаки торможения политики ускоренного развития страны.
Можно сказать, что восстановление кредитования в 2019-м провалено. Даже если правление Нацбанка снизило бы учетную ставку на 3% на заседании 12 декабря или на 2.5 % 30 января, то это кардинально не переломит ситуацию — начинать снижение ставки нужно было еще весной (о чем я говорил и писал неоднократно).
- Читайте также: «Пророки апокалипсиса» и Давос
Сейчас реальная ставка для Украины должна составить до 7-8% годовых (уровень нейтральной ставки для Украины — 3%), учитывая также нынешний уровень инфляции по индексу потребительских цен.
Редакция не несет ответственности за содержание материала и может не разделять мнение его автора