Facebook Pixel

Новые разъяснения НАПК относительно декларирования: весомый прорыв или первоапрельская шутка?

Анатолий Пашинский
Старший юрист ЮФ «Василь Кисиль и Партнеры»

Однажды один из сотрудников НАПК (Национальное агентство по предотвращению коррупции) иронично отметил, что дедлайн подачи деклараций не случайно был установлен именно на 1 апреля – День смеха. Действительно, с 2016 года каждая кампания электронного декларирования имела свои «забавы»: проблемы с реестром деклараций, постоянные изменения законодательства, непоследовательные разъяснения НАПК и тому подобное.

К сожалению, нынешняя кампания не стала исключением. Только за последние полгода Верховная Рада успела 8 раз внести изменения в Закон «О предотвращении коррупции», а НАПК – отменить свои предыдущие разъяснения и принять новые на 79 страниц.

@material: https://thepage.ua/ua/news/nazk-otrimalo-novi-mozhlivosti-dlya-perevirki-deklaracij

Но поскольку в этом году дедлайн подачи деклараций продлили до 1 июня, НАПК решило не останавливаться на достигнутом и 1 апреля утвердило еще одни объемные разъяснения. Ниже мы собрали для вас самые важные нововведения этого первоапрельского документа, которые помогут не потеряться в постоянном калейдоскопе изменений.


1). Особенности заполнения деклараций за 2019 г.

20 марта 2020 г. вступил в силу Закон №524-IX, согласно которому декларации типов «ежегодная», «после увольнения» и «кандидата на должность» за 2019 год должны заполняться в соответствии со старой редакцией Закона «О предотвращении коррупции». В связи с этим НАПК разъяснило, что в таких декларациях за 2019 год не нужно указывать:

  • уникальный номер записи в Едином государственном демографическом реестре;
  • принадлежность к национальным публичным деятелям;
  • членов семьи декларанта, которые совместно проживали с ним суммарно по меньшей мере 183 дней в 2019 г.;
  • зарегистрированное место жительства членов семьи;
  • объекты, которые находились во владении или пользовании в течение как минимум 183 дней;
  • трасты или другие подобные правовые образования;
  • криптовалюты;
  • банковские счета и ячейки.

В кабинете декларанта появилась техническая возможность заблокировать соответствующие поля с использованием отметки «Не применяется» или «Отсутствует информация для декларирования в этом разделе».

2). Недвижимость на временно оккупированных территориях

В предыдущие годы существовала практика, когда чиновники из политических мотивов не отражали в декларациях недвижимость в Крыму на временно оккупированных территориях Донецкой и Луганской областей. В качестве оправдания они ссылались на то, что не имеют физического доступа к этому имуществу и не знают о его судьбе (уничтожено, захвачено, перепродано и тому подобное).

В новых разъяснениях НАПК указало, что такое имущество подлежит обязательному декларированию. Так, согласно Закону «Об обеспечении прав и свобод граждан и правовом режиме на временно оккупированной территории», за физическими лицами сохраняется право собственности на недвижимость на временно оккупированной территории, а любые сделки в отношении такого имущества на оккупированной территории считаются недействительными и не создают юридических последствий.

3). Декларирование служебных авто

В предыдущие годы чиновники иногда декларировали служебные авто, которые они имели в пользовании по состоянию на конец отчетного периода. В новом Разъяснении НАПК отметило, что в декларации не нужно указывать сведения о служебных транспортных средствах, «которые используются только в служебных целях». Однако если служебное авто использовалось декларантом или членом его семьи для собственных нужд, то его следует указать в декларации.

4). Движение средств между декларантом и членами семьи

Смоделируем ситуацию: в 2019 году декларант передал жене 200 тыс. грн. для того, чтобы она приобрела квартиру на свое имя, а также ежемесячно перечислял сыну-студенту деньги на питание. Необходимо ли декларировать такие средства как доход жены и сына?

Раньше декларанты практически никогда не отражали передачу средств в пределах семьи, а НАПК не комментировало ситуацию и своим молчаливым согласием поддерживало эту вполне логичную практику. В новых Разъяснениях НАПК отметило, что движение средств в наличной или безналичной форме между декларантом и указанными в декларации членами семьи не являются доходом/расходом и не подлежит декларированию.

Однако если такие средства «являются предметом договора дарения (устного или письменного), заключенного между субъектом декларирования и членами его семьи», то они должны указываться в разделе 11 «Доходы, в том числе подарки» (при совокупном превышении порога в 9 605 грн. в 2019 г.) и в разделе 14 «Расходы и другие сделки субъекта декларирования» (при однократном превышении порога в 96 050 грн. в 2019 г.).

К сожалению, такое Разъяснение НАПК порождает больше вопросов, чем ответов. В частности, согласно Семейному кодексу, жена и муж должны материально поддерживать друг друга (ч. 1 ст. 75), а родители имеют обязательства содержать ребенка до 18 лет (ч. 1 ст. 180). Семейное законодательство также устанавливает презумпцию общей совместной собственности супругов на большинство категорий средств, заработанных во время брака.

Пока непонятно, какую позицию будут занимать НАПК и суды в случае, если декларант: а) указывает на отсутствие договора дарения и ссылается на положение о материальной поддержке или содержании; б) апеллирует к тому, что средства были совместной собственностью супругов. Эти дополнительные нюансы должны стать предметом отдельного разъяснения НАПК, запрос на которое уже направлено автором этой статьи.

5). Средства в банке, находящемся в процедуре ликвидации

В связи с «банкопадом» последних лет около 5% декларантов имеют невозвратные средства в банках, которые находятся в процедуре ликвидации. В соответствии с новым Разъяснением НАПК, при наличии такой ситуации лицо должно задекларировать как денежный актив (размер денежных средств), указанный в акцептном требовании к Фонду гарантирования вкладов физических лиц.

Если это требование в конце концов не было удовлетворено в связи с недостаточностью имущества банка, то оно, согласно закону, считается погашенным и больше не должно отображаться в декларации.

Во время декларирования таких средств в разделе 12 «Денежные активы» мы рекомендуем не указывать их как «Средства, размещенные на банковских счетах», а выбрать отметку «Иное» и самостоятельно ввести слова «Кредиторские требования к банку, находящемуся в процедуре ликвидации».

6). Декларирование обмена валют

Традиционно большинство декларантов не указывали в разделе 14 «Расходы и другие сделки» операции по обмену валют, даже если сумма превышала порог в 50 прожиточных минимумов для трудоспособных лиц (ПМ). НАПК не выражало никакой позиции по этому поводу и не акцентировало на этом внимание во время проверки деклараций.

В новом Разъяснении НАПК впервые адресовало этот вопрос сразу в двух аспектах:

  1. Отображение обмена валют в декларации – при осуществлении операции по обмену валют «лицо приобретает новый актив (денежные средства в новой валюте)», а следовательно такие операции должны отражаться в разделе 14 «Расходы и другие сделки» при условии однократного превышения суммы в 50 ПМ (96 050 грн. для декларации за 2019 г.).
  2. Представление уведомления о существенных изменениях в имущественном положении – в случае покупки валюты на сумму свыше 50 ПМ (105 100 грн. для 2020 г.), по мнению НАПК, возникают основания для подачи уведомления о существенных изменениях в связи с осуществлением расхода.

В обоих случаях позиция НАПК является достаточно дискуссионной. Наиболее оживленное обсуждение в сети вызвал вопрос о том, можно ли считать сделку купли-продажи валюты расходом. Декларанты справедливо отмечают, что при обмене валют лицо не приобретает новый актив, а лишь меняет отдельную характеристику актива (валюту) в пределах того же типа актива (денежные средства).

По мнению автора этой статьи, требование НАПК подавать уведомление о существенных изменениях в имущественном состоянии в случае осуществления обмена валют противоречит логике антикоррупционного законодательства, ведь существенных изменений в имущественном состоянии декларанта при таких обстоятельствах не происходит.


Первоапрельские Разъяснения НАПК содержат значительное количество нововведений, которые повлияют на жизнь около 850 тыс. декларантов. Хотя некоторые пункты Разъяснений являются спорными и не соответствуют принципу правовой определенности, стоит отметить готовность Национального агентства комментировать спорные вопросы.

Надеемся, что в дальнейшем безапелляционный монолог НАПК уступит место продуктивному диалогу, от которого выиграет и Национальное агентство, и юридическое сообщество, и самое главное – декларанты.

Поблагодарить 🎉
The Page Logo
У вас есть интересная колонка для The Page?
Пишите нам: [email protected]

Редакция не несет ответственности за содержание материала и может не разделять мнение его автора