Застройщики начали активно осваивать регионы. Прибыль там, конечно, не сравнить со столицей, да и правила игры совершенно другие, однако есть возможности для реализации новаторских концепций и смелых решений.
Девелоперам интересно работать с регионами прежде всего из-за возможности почувствовать себя пионерами. Строили здесь всегда мало и медленно, потому что обычно все внимание было приковано к крупнейшему многомиллионнику — Киеву.
Ситуация изменилась за последние пять лет, особенно с момента, как в Украине начались процессы децентрализации. Регионы стали осваивать деньги, развивать инфраструктуру и привлекать разнообразные донорские гранты для развития.
Читайте также: Что ждет рынок элитной недвижимости в Украине
Первое, что нужно сделать перед выходом в регионы, — оценить ситуацию. Дело не только в общерыночных показателях (спрос, предложение, заполняемость, окупаемость и тому подобное), но и в особенностях застройки или природном ландшафте того или иного города. Приходится мыслить комплексно.
Если Киеву не хватает складов, офисных центров и всегда актуален вопрос с жильем (хотя их и строят постоянно), то в регионах исторически вниманием была обделена каждая из этих категорий. Раньше основной причиной этого было отсутствие платежеспособного спроса, но недавно ситуация изменилась. Не только Львов, Одесса или Днепр, но и значительно меньшие региональные центры, в частности Винница и Чернигов, подтягиваются и становятся более привлекательными в глазах девелоперов.
Несмотря на ряд проблем и неопределенность, региональный рынок девелопмента готов удивлять.
Для всех регионов характерен дефицит качественных объектов коммерческой недвижимости. В то же время торговая недвижимость все же более развита, чем офисная.
Читайте также: Новый Генплан Киева: что собираются менять в столице
Одним из самых дефицитных городов в этом сегменте является Львов, где уровень вакантности офисных площадей составляет 2-3%. Да и потребность в офисах есть: в городе активно развивается IT-кластер.
И хотя спрос растет, дефицит качественных объектов в различных сегментах в регионах все же чувствуется. Все глубинные проблемы легко сводятся к нескольким слагаемых — местная власть и порядки, а также себестоимость и окупаемость. Иногда после первичных рассчетов инвестор понимает, что не получится и рыбку съесть, и в лужу не сесть.
Несмотря на ряд проблем и неопределенность, региональный рынок девелопмента готов удивлять. Потенциал у него есть, спрос формируется – осталось только решить главные стоп-моменты и улучшить бизнес-климат. Инвестору еще на старте нужно решить, какую модель возврата денег он выбирает и на что ориентирован – на быстрый возврат денег или на получение длительного постоянного дохода. Дальше – выбирать концепцию, разрабатывать ее и переходить от стратегических до тактических вопросов.
Редакция не несет ответственности за содержание материала и может не разделять мнение его автора