Фото: PatternPictures/Pixabay
Гостуризма и Минкультуры планируют раздать отелям звезды. В министерстве говорят, что из более чем 5 тысяч действующих в Украине отелей менее 300 имеют соответствующую категорию.
Небольшой экскурс в историю.
- С 2003 года в Украине действует очень простой, понятный и прозрачный ГОСТ 4269, который регламентирует классификацию отелей – нужно просто открыть табличку, в которой прописано, что должно быть в отеле каждой из категорий.
- В 2009 году решили издать постановление № 803, в котором прописали, кто и как будет выдавать звездочки отелям. При этом категоризация как бы добровольная, а вот сертификация обязательная. Парадокс.
- В январе 2012 года утвердили форму свидетельства об установлении категории отеля с очень неоднозначным правовым статусом, а в сентябре того же года саму сертификацию сделали добровольной.
- Но в ноябре 2013 года со вступлением в силу ЗУ «Об особенностях осуществления инвестиционной деятельности на территории Автономной Республики Крым» его Заключительными положениями сделали маленькую революцию, а именно внесли в ст. 19 ЗУ «О туризме» такое положение: «Запрещается предоставлять услуги по размещению без наличия свидетельства об установлении соответствующей категории».
- А с 1 января 2018 года процедура категоризации автоматически заблокировалась, поскольку была отменена система сертификации УкрСЕПРО – сертифицировать проверяющих стало некому. Это попытались исправить в июле 2018 года, но, как видим, тщетно.
- И вот в 2020 году после принятия новых изменений в постановление № 803 юридически разблокирована возможность создания Комиссии по категоризации и Апелляционной комиссии. Но впереди еще месяцы, если не годы, бюрократической работы до реально работающего механизма.
Думаете, отели и их посетители сразу станут более богаты, успешны и счастливы? Очень сомневаюсь. Наша страна почему-то очень любит сложные решения, и я предлагаю их упростить. Во всем развитом мире правила диктует рынок, и, как ни странно, в Украине тоже.
Сейчас девелоперы при проектировке отелей обычно ориентируются на украинские и международные стандарты, но главное – на стандарты конкретной сети, под которую реализуется проект, в которых до гаечки и болтика прописаны все необходимые требования соответствия.
До 2017 года в Украине вся строящаяся недвижимость делилась на пять категорий сложности строительства, которые позже заменили на классы последствий. Но сам подход к мониторингу объектов той или иной категории был очень здравым, и его можно экстраполировать на отельный рынок.
Например, если это первый, второй и третий класс («звездочки») отеля, пускай работают по декларативному принципу – подал документы, 5 дней на рассмотрение, дальше молчаливое согласие и старт работы. Если четвертый и пятый класс – нужна тщательная проверка и сертификация через комиссию.
При этом попытка центра сертификации сказать «нет» должна быть четко прописана – нельзя на основании понятия «неполный комплект документов» блокировать выдачу сертификатов, разрешительных документов и прочих «звездочек».
Должен быть четкий перечень критериев, по которым могут не просто приостановить выдачу документов, но и запросить дополнительную информацию или выехать с проверкой на место.
Безусловно, необходима и мера ответственности. Например, каждый год 50 отелей рандомно отбираются для проверки на соответствие требованиям.
И если поданные документы не соответствует действительности, налагается штраф. Так отельеры будут понимать, что нужно не просто декларировать, а еще и выполнять эту декларацию.
Такой подход существенно упростит всем жизнь, а потребитель получит действительно качественный продукт, а не номинальные «звездочки».
Редакция не несет ответственности за содержание материала и может не разделять мнение его автора