Медиация — действенный и экономически выгодный способ профилактики и разрешения конфликтов. Во время ожидания принятия законопроекта №3504 во втором чтении медиация в Украине наблюдается «без рецепта».
Во времена крайней необходимости иммунизации бизнес-отношений и не только давайте ознакомимся с инструкцией по использованию медиации.
Состав. Медиация — добровольная, внесудебная, конфиденциальная, структурированная процедура, во время которой стороны с помощью медиатора (медиаторов) пытаются урегулировать конфликт (спор) путем переговоров.
Третья сторона (медиатор) не предлагает участникам вариант разрешения ситуации, а помогает сторонам самим его выработать.
Медиация является добровольным способом конфиденциального урегулирования спора, во время которого присутствует третье лицо (медиатор), которая обязательно является нейтральным и, собственно, помогает сторонам достичь консенсуса. В то же время у сторон всегда сохраняется возможность обратиться в суд.
Медиация состоит из пяти основных этапов:
- подготовка,
- знакомство,
- описание конфликтной ситуации сторонами,
- решение проблемы (торги),
- закрытие (фиксация достигнутых договоренностей).
Клинические характеристики. Медиация может быть применена на различных стадиях любых конфликтов (между бизнесами и физлицами), возникающих из гражданских, семейных, трудовых, хозяйственных, административных правоотношений, а также по уголовным производствам при заключении соглашений о примирении сторон.
Показания:
- существует необходимость или намерение продолжить отношения с обеих сторон;
- необходимость сократить время и финансы;
- для стороны важна репутация и проигрыш в судебном процессе может нанести вред;
- для разрешения спора, кроме правовых аспектов, необходимо учитывать экономические интересы сторон, а его решение только в правовой плоскости не дает необходимого результата;
- есть часть информации, которая имеет конфиденциальный характер и не может быть разглашена второй стороне.
Способ применения. Физические и юридические лица могут обратиться к медиатору для проведения медиации как до обращения в суд, третейский суд, международного коммерческого арбитража, так и во время судебного, третейского или арбитражного производства или при исполнении решения суда, третейского суда или международного коммерческого арбитража.
Медиация проводится по взаимному согласию сторон в соответствии с принципами
- добровольности;
- конфиденциальности;
- независимости и нейтральности, беспристрастности медиатора;
- самоопределения и равноправия сторон медиации.
Особенности применения.
В идеальном мире после возникновения споров стороны соглашаются на медиацию как можно скорее. В реальном мире они часто склонны делать наоборот и ждать дня наступления суда.
Однако, многие дела могут быть решены на ранних стадиях спора.
Если вы задаете себе вопрос, правильное ли время для медиации, лучший способ это проверить — коммуникация со своим оппонентом.
Выясните, чувствует ли он/она, что дело готово к урегулированию, и нет причин для промедления. Также может быть полезно, если медиатор заранее конфиденциально поговорить с каждой из сторон, чтобы выяснить, готовы ли они решить дело мирным путем.
Противопоказания. Повышенный уровень эскалации конфликта, а именно:
- самоуничтожение становится приемлемым, если оно означает и уничтожение оппонента;
- незначительные личные потери рассматриваются как выигрыш, если вред оппоненту больше.
С этого момента медиация перестает быть панацеей.
Взаимодействие с юристами. Одной из основных особенностей процедуры медиации является добровольность участия и «авторство» сторон при выработке вариантов решения конфликта.
Роль юристов из представителей в соревновательном процессе меняется на роль юридических консультантов в процессе медиации.
Вот три простых правила, адресованных юристам, которые гарантируют, что медиация заработает.
1. Позвольте медиатору взять на себя ответственность за процесс. Если вы не даете возможности медиатору контролировать процесс, ожидать успешного завершения нет смысла.
2. Позвольте клиенту быть центром процесса. Медиатору важно иметь прямой контакт непосредственно с клиентом.
Не пытайтесь интерпретировать или объяснять каждое слово, которое говорит ваш клиент. Не пытайтесь защитить своего клиента от него самого.
3. Не пытайтесь выиграть спор и не упускайте возможности. Может показаться, что медиатор занимает позицию, которую защищает ваш оппонент (действительно, иногда это будет больше, чем просто видимость).
Если вы просто скажете, что не согласны, но готовы выслушать, что будет дальше — этого достаточно, чтобы процесс продолжался. Если же вы будете настаивать на том, чтобы доказать, что оппонент не прав, вы рискуете спровоцировать бесплодные дебаты и поставить под угрозу медиации.
Эти советы помогут увеличить шансы на успешную медиации.
Побочные эффекты. Мировой опыт предупреждает, что показатели успеха медиации колеблются на уровне 80%, это вызывает компенсацию и удовлетворение интересов сторон, оздоровление отношений и налаживания конструктивного диалога, сохранения репутации.
Также, украинским законопроектом №3504 предлагается предусмотреть, что в случае успешного проведения медиации по спору, который является предметом рассмотрения суда, соответствующей стороне судебного производства будет возвращено 60% уплаченного судебного сбора.
Сторонам обеспечивается выход эмоций в конструктивное русло. Решение полностью удовлетворяет интересы сторон, что приводит к консенсусу.
Редакция не несет ответственности за содержание материала и может не разделять мнение его автора