Украина намерена создать экосреду, которая может стать новой системой правовых координат для развития креативной экономики. Речь идет о проекте «Дія City».
Что это: альтернатива для IT-бизнеса или что-то большее?
Передовая цифровая экономика в Украине — это голубая мечта или вполне достижимая амбициозная цель?
В парламенте зарегистрирован достаточно перспективный законопроект «О стимулировании развития цифровой экономики в Украине» (№ 4303), принятие которого может изменить национальную цифровую парадигму.
Законопроект не просто предусматривает льготы для IT-бизнеса, а декларирует создание благоприятных условий для ведения инновационного бизнеса, привлечение инвестиций и талантов со всего мира.
«Дія City» — это специальный правовой режим, добровольно стать частью которого сможет почти любая IT-компания, диджитал-агентство или технологический R&D-центр. Он вводится на 15 лет.
Альтернативная реальность
Привыкший к работе с физическими лицами — предпринимателями (ФЛП) бизнес может получить альтернативу: выплаты специалистам будут облагаться по сниженным ставкам (НДФЛ — 5% вместо 18%; ЕСВ — с минимальной зарплаты, а не всей выплаты) — об этом отдельный законопроект.
Льготы также предлагаются частным лицам (бизнес-ангелам) при инвестировании в украинские стартапы.
Но налогами дело не ограничивается, резиденты «Дія City» смогут нанимать гиг-сотрудников. Это новый формат отношений, взявший свободу договора из гражданских отношений и базовые социальные гарантии — из трудовых.
«Гигов» можно будет уволить без причины, но с компенсацией, они смогут работать дистанционно, будут иметь право на больничный, отпуск и отпуск по беременности.
Желающие повременить с экспериментами смогут продолжить работать с ФЛП, нанять сотрудников по трудовому договору или контракту. Правда, вариант с ФЛП будет менее финансово выгодным.
Независимо от формы найма, резиденты «Дія City» смогут заключать со специалистами соглашения о неконкуренции и непереманивании на время сотрудничества и еще на год после его прекращения.
Обязательство не конкурировать придется ограничить территориально, список запрещенных конкурентных действий не может быть неоправданно расширен, а за его выполнение придется ежемесячно доплачивать (25% от среднемесячного дохода).
Ограниченные во времени соглашения о непереманивании также можно будет подписать с клиентом, подрядчиком или другими лицами. Будем надеяться, что, благодаря этому, оговорки non-compete & non-solicit теперь смогут выстоять не только в судах большинства европейских стран, но и в украинских.
Должностные лица и собственники резидентов «Дія City» станут лицами, в отношении которых осуществляется особый порядок уголовного производства.
Санкционировать практически любое процессуальное действие сможет лишь прокурор области или вышестоящее лицо. Всего отдельным законопроектом вносятся изменения более чем в 30 статей Уголовного процессуального кодекса Украины.
Естественно, неожиданно видеть таких лиц в одном ряду, например, с адвокатами, но это чуть ли не единственная возможность проверить распространенную гипотезу о сдерживании инвестиций «беспределом» правоохранителей.
Не только резиденты «Дія City», но и все ООО получат возможность назначения другого юридического лица исполнительным органом (директором), устранение преград для конвертации займа в долю в уставном капитале и реализации опциона, прямое указание на возможность выбрать иностранное право для корпоративного договора и возможность быть его сторонами для неучастников.
Вдобавок резиденты «Дія City» смогут предоставлять своим участникам и кредиторам преференции на случай банкротства, включать в договоры Warranties & Indemnities и компенсацию, которая не регулируется нормами о неустойке, штрафных санкциях и убытках, а также практически не подлежит уменьшению судом (а-ля Liquidated Damages).
Это все должно создать привычные и более безопасные условия для венчурного капитала.
Всех также коснутся изменения в части служебных произведений. Это — еще одна попытка имплементировать нормы Соглашения об ассоциации с ЕС и профильных директив, которые отдают все имущественные права на компьютерные программы и базы данных работодателю, если иное не предусмотрено договором.
Авторское вознаграждение можно будет включать в зарплату, хоть и с условиями.
Бумажной работы также уменьшится, если будет принята норма законопроекта об автоматическом переходе прав к работодателю (заказчику) в момент, следующий за созданием служебного произведения (произведения по заказу).
Есть и другие преимущества только для резидентов «Дія City» — например, право не переводить ВЭД-договоры с английского, и изменения для всех, например, либерализация требований к онлайн-контрактованию.
Вид на «жительство»
Интересно, что статус резидента «Дія City» не предоставляется, а приобретается, и не отнимается, а теряется. Процедура декларативная и почти явочная. Если за 15 дней орган аргументированно не отказал в таком статусе, решение считается принятым в пользу заявителя.
Критерии также легко проверяются и не предполагают субъективного фактора.
Приобрести такой статус может любая украинская компания, которая,
- во-первых, согласится заниматься только прямо перечисленными в законе видами деятельности (с небольшими исключениями);
- во-вторых, не будет отвечать негативным критериям (не банкрот, не принадлежит государству на 25% и больше, не имеет просроченных долгов перед бюджетом и т.п.);
- в-третьих, возьмет на себя обязательство соответствовать финансовым критериям.
Финансовые критерии — это
- более девяти сотрудников и/или гиг-сотрудников, средняя зарплата по предприятию свыше $1400;
- 90% дохода генерируют перечисленные в законе виды деятельности.
Подтвердить соответствие финансовым критериям нужно будет по итогам первых трех месяцев резидентства и потом каждый год путем подачи аудиторских отчетов.
Будем надеяться, что Министерство цифровой трансформации Украины сможет реализовать это свободное по духу начинание, а опытные бизнесмены не будут пытаться злоупотреблять.
Тем более что обязанность доплатить налоги при потере статуса резидента «Дія City» возникает только в случае подачи органу заведомо недостоверной информации.
Двух захватывает
Однако есть и другой путь стать резидентом «Дія City». Компании, созданные за менее чем два года до обращения, могут подать план реализации стартап-проекта, и если уполномоченный орган и привлеченные им эксперты его высоко оценят, такая компания приобретет статус резидента и будет обязана соответствовать финансовым критериям не сразу, а только через полгода-год.
Причин потерять статус не так уж много, и они в целом лишены оценочных категорий:
- по заявлению резидента;
- в связи с осуществлением других видов деятельности;
- в связи с несоответствием критериям;
- из-за нарушения обязанностей, предусмотренных законом;
- по причине подачи органу заведомо недостоверной информации.
В преамбуле и статье о задачах «Дія City» упоминается привлечение инвестиций и талантов, однако законопроект почти не касается второго.
Конечно, разрешение на трудоустройство иностранца можно будет теперь получить и для гиг-сотрудника, но все ли это? «Дія City» — это не только налоговые льготы и другие преимущества, но и социальная ответственность, которую законодатель возлагает на резидентов взамен.
Например, участие в продвижении «Дія City» в мире и в повышении качества образования — это условие резидентства. На уровне законопроекта оно выражено в виде обязательного членства в организации резидентов «Дія City».
Законопроект требует расходовать членские взносы на предусмотренные законом цели, а вот размер взносов, порядок их использования и все остальные вопросы решаются общим собранием и другими органами организации.
Впрочем, сама организация может быть и не создана, если резиденты не инициируют учредительное собрание или проголосуют на нем против.
Смелое решение
Сложно спрогнозировать, будет ли принят законопроект быстро и как это все заработает на практике.
Многие уже опасаются за свою синицу в руке так сильно, что готовы стрелять по журавлю в небе.
Но факт в том, что это очень амбициозный проект, предлагающий смелые комплексные решения для всех рисков и проблем, с которыми сталкиваются наши ІТ-клиенты, — устаревшего Кодекса законов о труде Украины, риска переквалификации отношений с ФЛП, бумажной работы по передаче авторских прав, давления со стороны правоохранительной системы, преград при реализации прогрессивных норм корпоративного права и др.
Написано в соавторстве с руководителем практики IT AEQUO Никитой Полатайко.
Источник: PRAVO.UA.
Редакция не несет ответственности за содержание материала и может не разделять мнение его автора