
Фото: Pixabay / Pexels
Сразу две группы влияния заявили о своем недовольстве законопроектом Минцифры о создании «Дія City» — особого режима работы для IT-предприятий в Украине, который должен дать новый толчок развитию цифровой индустрии.
Министерство цифровой трансформации Украины вместе с Егором Черневым и группой народных депутатов подготовили законопроект № 4303, в результате принятия которого в стране заработает особый правовой режим в сфере цифровой экономики «Дія City». Изменения предполагают создание специального правового режима, резиденты которого получат выгодные налоговые условия и право уплачивать налог на выведенный капитал вместо налога на прибыль. Проект также внедряет элементы английского права, что позволит привлекать в украинский диджитал-бизнес иностранные инвестиции.
Предполагается, что в результате изменений выиграют все – IT-специалисты, которым сейчас приходится работать на «птичьих правах» в качестве ФОПов (укр. — фізична особа-підприємець) без каких-либо социальных гарантий, стартапы, которые получат поддержку и финансирование, а также иностранные венчурные инвесторы, которые без гарантирующего безопасность законодательства попросту боятся вкладывать деньги в украинские активы.
«Основное преимущество «Дія City» — нормирование украинского правового поля в соответствии с международным. Это дает толчок к развитию сразу в двух аспектах: во-первых, украинские компании становятся понятными и прозрачными структурами на глобальном IT-рынке, во-вторых, появляются условия для венчурного инвестирования в Украине. У этого процесса много факторов: элементы английского права, GIG-контракт, авторское право. Но глобальная цель одна — эффективно встроить украинский IT-сектор в глобальный рынок. Потому что на данный момент Украина заняла очень скромную нишу сервисного обслуживания зарубежных продуктовых гигантов.
Более того, если не ввести правовой режим «Дія City», продолжится существующая практика, когда украинские учредители бегут от украинского права, структурируя компании за рубежом. M&A и дальше будут проходить в иностранных юрисдикциях, вроде Кипра или штата Делавэр. Альтернативные же законопроекты, скорее, консервируют существующее положение дел в интересах отдельных игроков, а не предлагают масштабное развитие всей IT-индустрии», — считает основатель и руководящий партнер Nika Tech Family Максим Слободянюк.
Практика создания особой налоговой системы введена и доказала свою эффективность во многих развитых странах мира, в частности Евросоюза, и в США под названием Intellectual Property Box. И хотя многие игроки украинского ІТ-рынка в восторге от идеи, есть и голоса против: некоторые софтверные компании говорят, что в законопроекте есть существенные недочеты.
Сомнения и вопросы

Фото: Pixabay / Pexels
Противники реформы, в том числе компании-аутсорсеры, сосредоточились на нескольких основных пунктах.
- Главный тезис, который насторожил игроков IT-рынка, – создание регуляторного органа, в компетенцию которого входит определение признаков принадлежности компании к IT-отрасли для получения льгот. В Минцифры комментируют, что без проверки компании на соответствие критериям фирма любого профиля сможет претендовать на условия, предназначенные для компаний из цифровой сферы. К тому же полномочия этого органа строго регламентированы, поэтому компании, которые действительно соответствуют всем критериям, полностью защищены.
- Широкий спектр информации, запрашиваемый «Дiя City». Из текста законопроекта следует, что никакой конфиденциальной информации требовать не будут. Все, что нужно предоставить – доказательства соответствия критериям IT-компании. К тому же предоставить их не самому министерству, а независимым аудиторам.
- Несмотря на то что в законопроекте № 4303 ничего не сказано об изменении правил работы физических лиц-предпринимателей, в некоторых компаниях, активно использующих контракты с ФОПами как основной вид трудовых отношений, переживают за будущее этой схемы. Они опасаются, что предложенная инновация – GIG-контракты, в которых к договору с ФОПом прибавляются социальные гарантии от работодателя — в будущем могут законодательно трансформироваться в более обременяющие. К тому же старая форма ФОПов подпадает под угрозу признания значительной ее части непрофильными субъектами, что повлечет за собой невозможность дальнейшего сотрудничества. Иными словами, в интересах узкого круга капиталистов следует отвергнуть непонятный им, но признанный во всем мире вариант GIG-контрактов и оставить более 200 тысяч человек, работающих в этой отрасли, «на птичьих правах», без каких-либо обязательных социальных гарантий.
Что взамен?

Фото: Pixabay / Pexels
Недовольных бизнесменов возглавили политики. Представители сразу двух партий – ОПЗЖ (законопроект 4303-1, Виталий Борт) и «Голос» (законопроект 4303-2, Кира Рудик и другие) – подали на рассмотрение свои альтернативные законопроекты, причем в один день. Оба альтернативных проекта отличаются от основного лишь несколькими пунктами. Несложно заметить, что большей частью изменения направлены на защиту интересов компаний, использующих в своей практике сотрудничество с ФОПами вместо того, чтобы принимать специалистов в штат. Кроме того, из переделанного законопроекта убрали GIG-контракты, введение норм английского права и защиту интеллектуальной собственности – пункты, без которых невозможно полноценное развитие цифровой экономики. Представители украинских стартапов также не увидят в альтернативных вариантах защиты своих интересов и будут вынуждены продолжить регистрировать свои компании за рубежом — в странах, где, в отличие от Украины, для них открыты льготные налоговые режимы.
Отдельного внимания заслуживает то, что «Голос» и ОПЗЖ предлагают не убрать, а добавить. В законопроекте № 4303-2 содержатся статьи, которые сужают сферу действия коллективного договора. В частности, они разрешают предусмотреть в трудовом контракте возможность нераспространения коллективного договора на работника. Нюанс в том, что по трудовым контрактам работают еще и учителя школ, преподаватели университетов, работники учреждений культуры и многие другие. Все эти категории работников утратят льготы и доплаты, которые предусматривают коллективные договоры.
Кроме того, проект 4303-2 предусматривает возможность применять ненормированный (а по факту – неограниченный) рабочий день ко всем лицам, устроенным по трудовому контракту, только без обязательства работодателя компенсировать сверхурочные дополнительными днями отпуска.
В проектах и ОПЗЖ, и «Голоса» есть норма, разрешающая применять в трудовых отношениях иностранное право, если работник дистанционно работает на иностранного работодателя. Это позволяет иностранным компаниям нанимать украинский персонал, не заботясь о создании локальной компании и украинском праве. Работа и уплата налогов такими работниками не будут регулироваться правом Украины. Причем использовать этот прием сможет абсолютно любая иностранная компания, необязательно из сферы IT. Таким образом, из Украины будут не только «вымываться мозги», но и капитал. Зачем делать компанию в Украине и платить здесь налоги, если можно будет сделать офшорную, которая наймет украинских разработчиков, опираясь не на украинское законодательство?
Амбиции или консерватизм?

Фото: Pixabay / Pexels
Обе альтернативы, при сохранении большей части текста законопроекта, убирают из него самые смелые нововведения, призванные превратить Украину из страны-аутсорсера в технологическое государство, открытое для международных инвестиций. По сути, речь идет о защите действующей бизнес-модели предприятий. Альтернативные законопроекты, скорее, консервируют существующее положение дел в интересах отдельных игроков, а не предлагают масштабное развитие всей IT-индустрии. Даже сами названия альтернативных законопроектов – «Проект Закона о стимулировании развития сферы информационных технологий в Украине» и «Проект Закона об особенностях регулирования хозяйственной деятельности в сфере информационных технологий» — говорят о сосредоточенности только на интересах определенных IT-компаний. В то время как основной документ предполагает реформу цифровой экономики в целом и ее подготовку к принятию иностранного венчурного капитала, уже готового инвестировать в экономику Украины и ее компании.
Основной аргумент противников базового законопроекта о «Дія Сity» – то, что за годы саморегулирования IT-сфера прекрасно развивалась и показывает ежегодный прирост в 20-30%. Однако они умалчивают о том, что в более развитых странах этот показатель развития IT-компаний составляет 70-80%.
Важным уточнением наших собеседников в министерстве является еще и то, что «Дія Сity» — это не обязаловка, а возможность. Никто не заставит компании регистрироваться в «Дія Сity», если они этого не захотят. Таким образом, комментируют в Минцифры, бизнес, скорее, перестраховывается, чем действительно защищает свои интересы.
По подсчетам Министерства цифровой трансформации, запуск «Дія City» позволит до 2025 года увеличить долю IT в ВВП Украины с 6% до 12%. В случае успеха реформы она может стать прототипом и для других сфер экономики Украины, хотя, конечно, и там могут найтись консерваторы, которые хотят сохранить свою текущую бизнес-модель и выступают против реформ в целом. Тем не менее в текущем составе Верховной Рады больше шансов на принятие изначального законопроекта — и «Голос», и ОПЗЖ в оппозиции. Заведомая же невозможность набрать необходимое количество голосов свидетельствует о том, что обе альтернативы – скорее, технические законопроекты, которые поданы группами из бизнеса с целью отстоять свои интересы.